Пламенный агитатор

Когда агитатор—сельская учительница Юзефа Степановна Мартинкевич — закончила чтение статьи «Русская девушка в Кельне», на несколько мгновений воцарилась тишина. Наконец, раздался полный ненависти голос:

— Погодите, проклятые! За все, за все расквитаемся. Отольются Фашистскому волку наши горькие слезы.

Плотной стеной на молотильном току окружили колхозники своего агитатора — молодую девушку, не менее их взволнованную содержанием прочитанного. Мужчины, женщины, дети — все были буквально потрясены тем, что они услышали и с возмущением говорили о фашистских извергах.

... Часто поело упорного труда колхозники собираются, чтобы послушать газетную статью, поговорить о войне, посоветоваться о своих колхозных делах. Они с нетерпением ждут, когда за столом появится знакомая фигура сельской учительницы. Начинаются откровенный, сердечный разговор агитатора с членами сельхозартели. К Юзефе Степановне частенько приходят жены, матери, сестры фронтовиков. Они рассказывают о письмах, полученных с фронта, делятся своими мыслями, спрашивают совета. Колхозницы знают учительницу как чуткого и отзывчивого товарища. Авторитет Юзефа Степановна завоевала не только горячим словом, но и неутомимым трудом. Ранним утром, на заре выходила она в поле и вместо со всеми принималась за работу. Глядя, как быстро окапывает девушка картофель или вяжет снопы, колхозницы одобрительно говорили:

— Ну, эта на все руки мастер! Про фронт читает, так заслушаешься, полоску начнет жать— залюбуешься.

Действительно, за все лето не было случая, чтобы комсомолка -учительница пришла домой, не выполнив нормы, а когда она стала выжинать в день до 37 соток, о ней заговорили как о лучшей стахановке колхоза.

Много времени уделяет Юзя Мартинкевич и комсомольской работе. Она — комсорг колхоза и прекрасно понимает всю ответственность комсомольцев за дела сельхозартели. И хотя комсомольцев в колхозе немного, их влияние ощущается во всех проводимых мероприятиях.

Первое, чего добилась Мартинкевич, —это выдвижения комсомольцев к руководству самыми ответственными участками. Нина Казанцева — бригадир полеводческой бригады, Евстолия Ломаева — звеньевая по льну. Неплохо поработали за лето многие комсомольцы, но комсорг заявила:

— Этого мало,—нужно, чтобы все трудились по-стахановски. Необходимо добиться еще большего подъема.

...Далеко за полночь затянулось колхозное собрание. Было решено. что бригадир Нина Казанцева будет давать членам бригады индивидуальные фронтовые задания. Жизнь подтвердила правильность принятого решения. С этого дня все больше и больше колхозников стали выполнять норму, а комсомольцы во главе с комсоргом подхватывают опыт передовиков и пропагандируют его. Когда колхозница Мария Повариницина добилась замечательного рекорда, выжала 41 сотку в день, Юзя Мартинкевич выпустила специальный «боевой листок», посвященный опыту работы стахановки. Впоследствии и на косьбе гречи Мария Повариницина показала образцы самоотверженного труда, выкашивая до 1,30 гектара в день.

Окружая вниманием и заботой передовиков, комсомольцы беспощадны к лодырям н разгильдяям.

Колхозница Вера Зайцева поздно выходила на работу, систематически не выполняла нормы. Беседы с ней ни к чему не привели. Тогда неутомимая учительница и комсомольцы выпустили газету-молнию с карикатурой,

озаглавит ее: «Позор лодырю». Это подействовало Сейчас Вера Зайцева стала гораздо лучше относиться к работе.

Острое слово, стенгазета, доска почета, личная инициатива в труде—все взято учительницей на вооружение, чтобы сделать агитацию боевой и действенной.

... Сейчас начался учебный год и работы у Юзефы Степановны в несколько раз прибавилось. Она стала еще более дорожить каждой минутой. Мартинкевич много читает, тщательно готовится к занятиям. Ее уроки—живые и захватывающе. Девушка с любовью и гордостью рассказывает детям о нашей великой стране, о неисчислимых богатствах Советского Союза. Опытный педагог и пламенный агитатор воспитывает в учащихся беспредельную любовь к отечеству и лютую неугасимую ненависть к врагам человечества—фашистам.

А когда звонок оповещает об окончании последнего урока, Юзефа Степановна и ее ученики отправляются на колхозные поля помогать колхозникам в молотьбе и в других работах.

Так проходят дни сельской учительницы в небольшой деревеньке Маракушинского сельсовета. Это большая жизнь, полная глубокого смысла и содержания.

Е. Канцельсон

с. Фоки.