Если после Версальского мира площадь Германии составляла 468,6 тыс. кв. килом., то к 1939 году, после присоединения Саарской земли, Австрии (получившей скромное наименование Остмарк, т. е. восточная пограничная область) и отторгнутой от Чехословакин Судетской области, площадь государства увеличилась до 583,4 тыс. кв. клм. Население его составило 79,4 миллиона.

Дальнейшее захваты-протекторат Богемия и Моравия, Мемельская земля, Данциг, так называемая Восточная область (западные районы бывшей Польши) и бельгийские города Эйпен и Мальмеди- «округлили» площадь Германии до 729,7 тыс. кв. клм. с населением 97,4 млн.

Вся эта территория именуется Немецким государством (Дойтшес райх).

Далее следуют «генерал-губернаторство» (немецкий генерал-губернатор обосновался в Кракове. Сколько фашистского пренебрежения в самом этом безыменном наименовании. Генерал-губернаторство не названо ни Польским, ни даже Краковским), Эльзас, Лотарингия и Люксембург. Четыре эти территории также управляются, как составные части единого фашистского целого. Из Лотарингии выселено все население, говорящее по-французски, в Люксембурге государственным языком объявлен только один немецкий. Тем не менее эти провинции не удостоились официального включения в «Дойтшес райх». Площадь и население Германии с этими последними ее частями составляют, согласно тем же официальным данным, -840,7 тыс. кв. клм. И 111,7 миллиона человек.

***

После Версаля национальный состав Германии был весьма однороден: национальные меньшинства составляли не более 3 процентов. Совершенно иное положение фашистской Германии сегодняшнего дня. Национальных меньшинств (чехов, поляков, евреев, французов) не менее 25 миллионов человек, что составляет 22-23 проц. всего населения страны.

И если у нас в СССР, многонациональный состав является дополнительным фактором хозяйственного подъёма и мощного единства страны, то в стране фашизма многонациональность неизбежно ослабляет могущество государства, подрывает его опорную силу. Окружение гитлеровской Германии-кольцо униженных и озлобленных народов Бельгии, Голландии, Франции, Дании, Венгрии, Румынии, Сербии-во много крат обостряет создавшееся напряженное положение.

***

Германия перед первой империалистической войной находилась в лучшем положении в отношении рождаемости, чем большинство передовых стран Европы: в течение года на 1000 душ населения рождалось 30, умирало 17; таким образом естественный прирост населения составлял в предвоенной Германии 13 человек на тысячу. Совершенно иное положение в фашистской Германии. Несмотря на принимаемые Гитлером меры, в последние предвоенные годы рождаемость среди немецкого народа снизилась с 30 до 20 человек в год (на тысячу населения) и прирост оказался равен 8 (вместо 13).

Как обстоит дело теперь-в течение первого года войны? Публикуемые в официальном берлинском журнале «Виртшафт унд статистик» данные говорят о том, что в Германии рождаемость продолжает падать, а смертность стала увеличиваться.

Цифры таковы:

За год с ноября 1939 года по ноябрь 1940 года число рождений упало с 19,2 до 17,8, причем это падение рождаемости не скачкообразно, а идет упорно и систематически из месяца в месяц.

Смертность начала увеличиваться с осени 1940 года: в октябре на 1000 душ умирало 10,8 (сюда не входят потери на войне и вообще непосредственно связанные с войной), в ноябре-11,5.

Таким образом ноябрьский прирост населения 17,8-11,5-6,3 чел. Нет необходимости быть ни демографом, ни экономистом, чтобы оценить угрожающее значение для Германии последнего показателя и, в особенности, остро наметившейся тенденции снижения рождаемости и повышения смертности.

В Советском Союзе за то же время естественный прирост населения не на 5-10, не на 30, не на 50, а более чем на 100 процентов - выше немецкого. Это ли не свидетельство потенциальной мощи счастливого советского народа!

***

Ведя «идеологическую подготовку» захватнической войны, немецкий фашизм усиленно указывал на недостаточность площади Германии необходимость расширить «жизненное пространство» немецкого народа.

Обычное подчеркивание коэффициента плотности населения оказались слишком неубедительным. В самом деле: около 140 человек на квадратный километр после Версальского мира и 136 к началу 1939 года для передовой страны высокого капитализма с широко развитой промышленностью и хорошими естественными условиями для сельского хозяйства-вовсе не столь высокая плотность. Достаточно напомнить, что плотность Бельгии 275, а Англии (без остальных частей Великобритании) приближается к 300 чел. на кв. километр.

Фашистская пресса назойливо твердит о том, что, мол, площадь Германии по отношению ко всей площади земли составляет 0,3 проц., то время как население Германии поднялось выше трех процентов населения земного шара. Это утверждение является просто смехотворным. Каждому понятно, что земная поверхность изобилует пустыня -мы, девственными лесами, сплошными снежными покровами (как Гренландия) и прочими непригодными или мало пригодными для жизни человека пространствами.

Наконец-вопрос колоний.

Немецкие геополитики пытаются очень просто «объяснять» рурским горнякам причину их бедственного положения: у Германии отняты ее колонии, «жизненное пространство» нации уменьшилось-отсюда проистекают лишения немецкого трудового люда.

Рурские горняки не столь, конечно, наивны, чтобы не понимать действительных причин их страданий. Они понимают, что в их страданиях виноваты только фашистские заправилы. Однако, какое же значение имели для Германии ее бывшие колонии? Колонии эти, будучи по площади весьма значительны (площадь четырех основных африканских колоний составляла-2,4 миллиона кв. клм.), имели для Германии весьма небольшое экономическое значение. Германия почти не вывозила из них никакого сырья и не использовала их как рынки сбыта.

* * *

Раздувшееся до небывалого в истории немецкого народа и неоправданного размера, включившее десятки миллионов чужих враждебных наций, германское государство потеряло национальную монолитность.

Фашизм привел здоровый, жизненный немецкий народ к падению рождаемости, к повышению смертности, поставил нацию перед угрозой вырождения (мы уже не говорим о порабощенных нациях-их частичное уничтожение входит в программу гитлеризма).

Крики германского фашизма о недостаточности «жизненного пространства»-не более как демагогический прием, направленный к оправданию захватнических войн. Шаткие основания этих доводов решительно отбрасываются фактическими данными, как о сравнительной плотности населения, так и о практике использования Германией своих колониальных владений.

Только звериный национализм, только стремление создать особое привилегированное положение для верхушки немецкой нации за счет широких масс всех народов, не исключая и немецкого, гонит полчища Гитлера на захват ненужных трудовому населению Германии земель.

В создавшихся для германского фашизма условиях, перед лицом поднявшегося на защиту своей родины великого советского народа гибель гитлеризма предопределена.

Профессор А. С. ПОПОВ.