ЗАДАЧИ ШКОЛЫ

В 1942—1943 УЧЕБНОМ ГОДУ

1 октября все школы Молотовской области приступят к учебным занятиям. Какие основные задачи стоят перед нашей школой в этом году в условиях продолжения отечественной войны.

Первой обязанностью школы, учителей всех органов народного образования является борьба за всеобщее обязательное обучение. В условиях военного времени требуется проявление особой заботы родителей к своим детям. Однако, есть случаи, когда семьи ослабляют внимание. Это влечет за собой собой то, что ребята перестают посещать школу, забрасывают учебу. Нужно решительно бороться с этим явлением, создавая общественное мнение о недопустимости отрыва детей от школы, устраняя материально-бытовые затруднения, мешающие школьнику посещать занятия. Нужно привлекать к ответственности родителей, злостно нарушающих закон о всеобуче. Но вместе с тем учитель больше, чем когда-либо, сейчас призван разжигать среди самих детей интерес и горячее стремление к знанию, к осознанию происходящей в мире борьбы.

Коренной задачей школы является и достижение высокого качества воспитательной работы с учащейся молодежью. Цель этой воспитательной работы совершенно ясна—формировать из подростков, юношей и девушек борцов за свое отечество, за дело Ленина — Сталина. Молодые советские патриоты, выходящие из стен шко-

лы, должны отличаться высокой культурой, выносливостью, дисциплинированностью, мужеством, героическими чертами, свойственным бойцам Красной Армии. Школа должна воспитать в детях чувство их ответственности, стремление к высокому качеству учебы, к тому, чтобы хорошей учебой отвечать за заботы партии и правительства о детях даже в нынешнее трудное время.

Современная обстановка остро ставит вопросы морально-политического воспитания. Ока обязывает учителя быть непримиримым ко всякому проявлению разгильдяйства, не дисциплинированности, трусости в учащемся. В школах должно стать широко известным распоряжение исполкома областного Совета от 5 сентября о случае ухода с колхозных полей группы учащихся молотовских школ №№ 2, 11 и 21 при попустительстве и участии учителя Д. Н Кузнецова. Этот позорный факт был расценен как дезертирство с ответственного участка работы, а виновники—учитель и учащиеся—были привлечены к ответственности.

Первоочередной задачей школы является также решительное улучшение учебно-методической работы школы. Уже в прошлом учебном году многие школы области, Бумстроевская средняя школа, молотовские школы 7, 6, 9, 17, Очерская средняя школа и другие показали пример напряженного и в тоже время творческого педагогического труда.

Эти школы имели значительные достижения в постановке школьного обучения—добились четкого, наглядного проведения уроков, резко усилили их воспитательное значение. Передовые учителя в прошлом году проявили много инициативы, насыщая учебный материал элементами военных и политических знаний, военной техники, военных расчетов. Немало сил и времени было потрачено им и на общее повышение грамотности школьников, на развитие логического и математического мышления, памяти, внимания, точности и быстроты вычислений, сообразительности и других необходимых для армии качеств. Так должны работать в этом году все учителя области.

Напряженная военная обстановка выдвигает перед школой необходимость уделить особое внимание в наступающем году военно-физкультурному обучению школьников. В школе нет сейчас более злободневного предмета, чем военное и физкультурное дело. Еще находясь в стенах школы, наши подростки, юноши и девушки должны получить знакомство с военной дисциплиной, усвоить навыки внешней дисциплинированности, подтянутости, четкости и точности своих действий. Учащаяся молодежь должна изучить основы военного дела. Все это налагает большие обязанности на школьных военных руководителей.

В этом учебном году каждая средняя и неполная средняя школа обязана иметь оборудованную военно-спортивную площадку с необходимым спортивным инвентарем, чтобы с начала года организовать систематическую физическую тренировку школьников. К созданию таких площадок школы уже приступили. В области физического воспитания ставятся задачи приучении нашей молодежи к трудностям, умению преодолевать их, к временным лишениям и суровым физическим испытаниям. Участие школьников в военизированных походах в любую погоду, по пересеченной местности, в лыжных вылазках и т. д. позволит выполнить эти важные задачи.

Опыт первого года отечественной войны показал, что массовое участие школьников на полевых работах, а также их работа на фабриках и заводах в течение лета 1942 года оказали громадную помощь советскому государству. Работа школьников Бумстроевской школы гор. Соликамска и Башкиро-Култаевекой школы, ныне кандидатов на красное знамя Наркомсовхозов, Обвинской школы, Карагайского района, и многих других в нашей области является наглядным тому доказательством. Но участие в общественно-необходимом труде школьников поможет исчерпываться только летними работами. Школа должна широко вовлекать школьников в трудовую деятельность в течение всего учебного периода, сочетая ее с обучением.

Опыт некоторых школ показывает, как широки эти возможности. В этих школах школьников привлекают к устройству и распланировке усадьбы школы, к заготовке и разделке топлива, ремонту школьного оборудования и мебели, к работе в обувной или швейной мастерской, слесарной мастерской и т. п. С первых дней учебы важно внести в распорядок жизни школьника обязательное участие в каком-либо общественно-полезном труде.

Говоря о задачах школы, нельзя умолчать о необходимости дальнейшего развития деятельности школьных общественных организаций—комсомольских, пионерских, общеученических, воспитывающих наших школьников в духе общественности. Сейчас круг их работы значительно изменился, расширился. Теперь школьные ученические организации много занимаются помощью фронту, работой в госпиталях, в семьях фронтовиков, помощью районам, освобожденным от фашистских захватчиков. Примером постановки такой работы является опять-таки Бумстроевская средняя школа в г. Соликамске.

Наконец, чрезвычайно важным и ответственным является вопрос об укреплении учебного режима в школе. Вся школьная учебно-воспитательная работа, весь ее распорядок и режим регламентируются расписанием учебных занятий, расписанием внеклассной работы, правилами внутреннего распорядка. Эти расписания и правила должны быть в школах уже с самого начала учебного года.

Таковы в кратких чертах основные задачи, которые призваны осуществить школы Молотовтой области на протяжения 1942—43 учебного года. Над выполнением их будет трудиться учительство области, включившееся в предоктябрьское социалистическое соревнование. Их работа—часть общей работы в помощь доблестной Красной Армии, с беспримерным героизмом сражающейся с немецко-фашистскими захватчиками. Тем лучше она должна быть выполнена.

Б. БОБЫЛЕВ— заведующий школьным сектором Молотовского облоно.