Собрание партийного актива города Молотова

Почти 14 месяцев прошло с тех пор, как на нашу миролюбивую страну внезапно напал коварный и кровожадный враг. Наши вооруженные силы стойко и мужественно отражают удары противника, защищая честь, достоинство и независимость великого многонационального советского народа. Вместе с пехотой, артиллерией танками и другими родами войск в боях за родину участвует и авиация, созданная народом под мудрым руководством товарища Сталина.

Роль авиации в современной войне исключительно велика. Боевая практика показала, что "кто силен в воздухе, тот силен вообще". Справедливость этого изречения доказана всем ходом второй мировой войны. Одна из причин быстрого падения и порабощения государств Западной Европы заключается в том. что они имели слабую авиацию, которая не смогла противостоять германской авиации.

Германский фашизм, опьяненный быстрыми военными успехами кампаний 1939 и 1940 гг., предпринимая нападение на нашу страну, рассчитывал, что он сможет в короткий срок достигнуть победы путем завоевания господства в воздухе. В первый же день войны, еще до того как германские бронетанковые армии пересекли нашу западную границу, Геринг по приказу Гитлера бросил свою воздушную армаду для подавления нашей авиации. Тысячи фашистских самолетов обрушились на наши аэродромы, расположенные не только в приграничной зоне, но и в полосе, удаленной до 450 км от нашей государственной границы.

Немцы надеялись, что этим сильным внезапным ударом они уничтожат советскую авиацию и затем всей мощью своих воздушных сил обрушатся на наши наземные войска, железные дороги, фабрики заводы и беззащитные города. Но они грубо просчитались.

Советская авиация, понеся значительные потери от первых ударов германского воздушного флота, все же устояла и сама ответила ударами на удар врага. В воздухе завязалась ожесточенная борьба не не жизнь, а на смерть.

Особенно трудны и тяжелы были для нашей авиации первые дни и месяцы войны. Германский воздушный флот в это время не только превосходил нашу авиацию, но он имел и некоторое преимущество в отношении качества самолетов. Положение усугублялось тем, что многие наши предприятия авиационной промышленности принуждены были эвакуироваться на восток, что задерживало выпуск новых самолетов, а летный состав к тому же должен был овладевать техникой полета и тактикой действий на новой материальной части.

Но все эти трудности были преодолены доблестью, геройством и неподражаемым мастерством наших летчиков, которых весь народ любовно называет "сталинскими соколами". Первые же воздушные бои, развернувшиеся в огромном масштабе на всем фронте от моря до моря, показали несравнимое превосходство нашего летного состава над Фашистскими стервятниками: немцы несли в среднем втрое больше потерь, чем наша авиация. Немцы теряли лучшие отборные экипажи, и сила их авиации с каждым днем падала.

Величие духа нашего летного состава продемонстрировал капитан Гастелло, который на горящем самолете врезался во вра