Международный обзор
Внимание всего мира приковано к битве за Сталинград. Не преувеличивая, можно сказать, что со времени разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой, зимой прошлого года, ни одно военное событие не вызывало такого жгучего, неослабевающего интереса, как оборона легендарного города на Волге.
Сталинград у всех на устах в эти дни. Пример его героизма вдохновляет патриотов порабощенных стран, все свободолюбивые народы на непримиримую борьбу против гитлеровского подлого и кровавого режима, против фашистского «нового порядка». Даже и в нейтральных странах, в особенности небольших, все время запугиваемых и терроризируемых немецко-фашистской бандой, прибавилось бодрости и веры в неизбежный разгром гитлеровской Германии.
Это сделал Сталинград.
Шведская газета «Карлстаде тилнинген» выражала мнения и настроения не только шведов, когда она, воздавая должное защитникам Сталинграда, писала: «После гигантских сражений, происходивших в последние недели, Сталинград становится сверкающим символом того, что может сделать сплоченный народ для защиты своей земли».
Да, Сталинград—это символ, такой же сверкающий, как Москва, Ленинград, Севастополь, символ несокрушимой воли народов Советского Союза и мощи нашей страны.
О героизме Сталинграда знают в самых отдаленных странах мира и всюду чествуют его защитников. В Балтиморе (США) была организована «неделя Сталинграда» в честь защитников города-героя; в Иоганнесбурге (Южная Африка) состоялся огромный митинг женщин, собравшихся в зале городской ратуши, чтобы выразить свое восхищение женщинами Сталинграда, обороняющими сбой город наравне с мужьями и братьями; в Монтевидео (Уругвай) 10 тысяч человек демонстрировали в знак солидарности с бойцами Красной Армии, отражающими натиск гитлеровских полчищ на волжскую твердыню: торговая палата гор. Такома (США) обратилась к Советскому Союзу с официальным посланием, в котором говорится, что «героическая защита Сталинграда воодушевляет свободные народы на целое столетие». Таких фактов и откликов множество. В них отражается возросшая любовь народов к Советскому Союзу, укрепление авторитета и престижа нашей родины далеко за пределами советских границ.
Уважение и любовь к Советскому Союзу звучат в словах египетского публициста, который пишет в «Египетском обозрении»: «В своем развитии человечество выдвинуло ряд героев, прославившихся мужеством, неустрашимостью, физической силой: Ганнибал, Александр Великий, Самсон, Геркулес, Саладин. Эти герои пережили тысячелетия. Русские люди превосходят их мужество и героизм. Русские доказали, что они опередили человечество на много лет».
Мировое общественное мнение не ограничивается, разумеется, признанием героизма защитников Сталинграда. Его внимание привлечено также и к другой стороне битвы за Сталинград—к судьбе планов немецких захватчиков.
Общеизвестно, что гитлеровская клика связывала с ударом на Сталинград основные свои расчеты и надежды в этом году. Но взять Сталинград с налета немецко-фашистские захватчики не смогли. Борьба затянулась. Создалась новая обстановка для гитлеровской клики, новая, т. е. еще более трудная, чреватая самыми опасными последствиями.
Известный британский военный обозреватель майор Гастингс заявляет, что никто не может пройти мимо огромного значения стойкой обороны Сталинграда. Сопротивление Красной Армии,—указывает Гастингс,—не только причиняет серьезнейший урон многим лучшим германским дивизиям, но совершенно расстраивает стратегический план германского командования на 1942 год. И это достигнуто «советской армией в борьбе один-на-один».
В связи с неудачей гитлеровского плана в зарубежной печати за последнее время стали появляться упорные сообщения о новой «чистке» в германском генералитете. Это вполне возможно. Но что совершенно несомненно— это ухудшение настроения немецких солдат, да и немцев вообще.
Газета «Панцерфауст», издающаяся для немецких бронетанковых войск, жалуется, что за последнее время среди солдат широкое распространение получили следующие «вредные лозунги»: во-первых, «война приближается к решающему кульминационному пункту, мы переживаем трудное испытание на разрыв, а известно, что всякое слишком длительное испытание подобного рода в один прекрасный день заканчивается катастрофой. Значит и у нас в один прекрасный день дело дойдет до катастрофы»: во-вторых, солдаты говорят между собой, что войну хотят только фашисты и «поэтому приходится еще проливать кровь».
Конечно, фашистский листок извергает потоки брани против этих «лозунгов», которые, как признается газета, проникают на фронт через письма из тыла.
Показательно, что в связи с дальнейшей затяжкой войны именно рядовые немцы снова начали говорить о возможной катастрофе.
Фашистская клика отдала Италию под власть германских фашистов. В союзе с Гитлером Италия познала позор и несчастья. Муссолини успел за время войны растерять все, что итальянский империализм сумел награбить,— колонии в Африке. Италия понесла в этой войне в интересах германского империализма огромные потери, и не удивительно, что население Италии не проявляет желания нести на себе дальше чудовищное военное бремя.
Как раз за несколько дней до 20-летия установления фашистского режима в Италии …клый орган Муссолини «Пополо д'Италия» признавалась, что в стране много пораженцев и «они ничего не боятся». Более того, они считают, что «война должна закончиться как можно скорее!» Другая фашистская газета «Реджиме фашиста» сделала не менее любопытное признание, а именно, что «среди гражданского населения Италии царит неуверенность».
Невеселым размышлениям вынуждена была предаваться итальянская фашистская печать накануне годовщины того дня, когда Муссолини стал премьер-министром и бедой Италии. Все они предчувствуют, что расплата неминуема.
И. Ермашев