Без инициативы

Предоктябрьское социалистическое соревнование влило живительную струю в работу химических предприятий. Партийные организации ТЭЦ, многих цехов азотно-тукового и содового заводов, строительных организаций возглавили производственный под’ем своих коллективов. За короткое время накопился известный опыт партийно-политической работы. Здесь и выпуск печатных бюллетеней, и оперативные лозунги — задания отдельным рабочим, и различные формы устной агитации.

— Надо обобщить положительный опыт, сделать его достоянием всех предприятий города.

Секретарь горкома партии т. Попов раз’яснил отделу пропаганды и агитации, как это сделать. Он посоветовал организовать в агитпункте выставку, показывающую новое в работе передовых парторганизаций. По мнению секретаря, это должно было быть, наглядной лабораторией, в которой каждый партийный активист или хозяйственник смог бы получить совет и указание, как работать в массах в условиях войны.

Замечательная инициатива! Осуществить ее на деле — увлекательная творческая задача для пропагандиста. Однако, мысль, поданная тов. Поповым, осталась не претворенной в жизнь. Выставив на стенде несколько образцов лозунгов и плакатов, работники отдела пропаганды горкома сочли на этом свою миссию законченной. Никакой выдумки, изобретательности!

В отделе пропаганды шесть штатных работников. Большинство из них имеет высшее образование, а заведующая отделом тов. Ощепкова лишь недавно вернулась с областных курсов пропагандистов из г. Свердловска. Кажется, налицо все данные, чтобы хорошо поставить политико-массовую работу на предприятиях и среди населения. В действительности же она страдает крупнейшими недостатками. Взять устную агитацию. В отделе считают, что ею занимается свыше 400 товарищей. Это по списку, а сколько агитаторов в действительности систематически работает с людьми и каковы результаты этой работы — неизвестно. Работники отдела плохо связаны с агитаторами, не знают их. чрезвычайно редко бывают на местах, а если и бывают, то от их посещения остается небольшой след. Вот инструктор тов. Шадрухина.

Мы спросили ее, чем она занимается. Ответ получили довольно откровенный:

— Точно и сама своих обязанностей не знаю.

Все же удалось выяснить, что инструктор отвечает за постановку устной, печатной и наглядной агитаций на содовом заводе, «Уралхимпромстрое», в школах и среди населения.

— Ну, и каковы ваши успехи?

Инструктор тяжело вздыхает. В действительности хвастаться нечем. По сути дела за три месяца работы в отделе ей удалось только наладить выпуск нескольких «Боевых листков» на содовом заводе. Больше конкретных практических дел в ее активе не числится. Правда, тов. Шадрухина бывает в цехах, несколько раз заглядывала в бараки «Уралхимпромстроя», но реальных результатов от этого немного. Таков стиль работы и других работников отдела и его руководителя тов. Ощепковой. Нельзя сказать, что она не болеет за работу. Днем и ночью ее, например, можно застать в горкоме. Но, чтобы ни задумал отдел, ничего ему не удается осуществить. Еще два месяца назад было решено организовать школы для актива на предприятиях. По сей день ни одной школы нет.

— Почему?

— Никак не можем договориться с Кулагиным. Не считается он с нами…

Заведующая отделом жалуется не только на Кулагина — парторга ЦК ВКП(б) на содовом заводе. И другие партийные работники не считаются с отделом, не уважают его, не подчиняются ему. Характерный пример. Из отдела позвонили парторгу ЦК ВКП(б) на азотно-туковом заводе Иванову с просьбой ускорить посылку отчета за сентябрь и октябрь месяцы.

— А вы там, бюрократы, чем занимаетесь? Придите и спишите, если вам нужно, — отвечает тов. Иванов.

Как-то получается, что вся пропагандистская работа в городе проходит мимо отдела. Директор Дворца культуры тов. Баландин не хочет согласовывать с ним свои планы, редактор бюллетеня на азотно-туковом заводе тов. Мастеров не желает являться на совещание редакторов газет, работники заводских комитетов не считают нужным познакомить отдел с программой очередного выступления художественной самодеятельности.

В партийной работе, а в пропаганде в особенности, нужна инициатива, гибкость, оперативность. Этого, к сожалению, нет у работников отдела.

Зло исходит от неправильного подбора кадров. Тов. Ощепкова не справляется с обязанностями заведующего отделом, но ведь она хорошо руководила агитпунктом. Почему же ее так неудачно выдвинули? Ведь она честно заявляла, что у нее нет качеств, необходимых для руководства отделом. Секретарь горкома по кадрам тов. Самодуровская подчас невнимательно подходит к выдвижению партийных кадров. Ее дело выдвинуть, послать на работу товарища, а как у него дела пойдут, это ее не касается. Вот инструктор тов. Шадрухина с горечью рассказывает:

— Я—партийный работник молодой. Когда тов. Самодуровская посылала меня в отдел пропаганды, то обещала всяческую помощь, а на самом деле она забыла обо мне.

Один лишь раз тов. Самодуровская вызывала тов, Шадрухину для беседы.

— Ну, как работаешь? — спросила она.

Та рассказала секретарю о своих неудачах и обо всем наболевшем на душе. Она ждала помощи. Тщетно. Тов. Самодуровская выслушала инструктора и ничего не сказала утешительного, ничего не посоветовала.

***

Перед химиками Березников поставлены огромные задачи. Чтобы выполнить их, партийные организации предприятий должны широко развернуть массовую работу, наладить наступательную большевистскую агитацию во всех ее формах. Начало уже положено, но оно возникло без вмешательства отдела пропаганды и без его помощи может и заглохнуть. Чтобы не получилось самотека и стихийности в работе, бюро горкома должно коренным образом перестроить практику работы отдела пропаганды и агитации.

В. БАКШТ.

г. Березники