Большая победа советского театра

А. М. Пазовский об опере М. Коваля

В беседе с нашим корреспондентом по поводу оперы М. Коваля главный дирижер театра им. С. М. Кирова А. М. Пазовский рассказал:

— Опера М. В. Коваля была принята к ответственной постановке в качестве юбилейного спектакля театра к 25-летию Великого Октября в связи с ее крупными достоинствами. В печати уже указывалось на значительность темы, которая положена в основу оперы, но особенно важно, что эта тема нашла подлинно художественное раскрытие.

Опера написана, несомненно, даровитым композитором. Его музыка искренняя, заразительная, она волнует и, следовательно, выполняет основную задачу искусства.

Композитор обладает весьма значительным мелодическим даром и, что крайне существенно для оперного искусства, он органически ощущает пение, а не просто пишет для пения.

Отсюда его способность создавать выдающуюся хоровую музыку. Хоры занимают в опере Коваля видное место не только потому, что их много, но и потому, что все они обращают на себя внимание и заслуживают его.

М. В. Коваль обладает также обязательным для оперного композитора драматическим чутьем. Его музыка не идет по линии внешней иллюстрации к сценическому действию,—она дает музыкальное раскрытие подлинного его содержания, причем автор талантливо воплощает в звуки самые различные душевные движения—в драматизм, и неясный лиризм, и задор.

Нельзя не отметить хороший вкус композитора. В частности, он прекрасно изображает народ, никогда не впадая в тривиальность. Что касается общей манеры музыкального письма М. Коваля, то его творчество вырастает на почве лучших традиций русской музыки.

Создавая свою первую оперу, композитор при всей его талантливости не мог избежать ряда шероховатостей как в либретто, так и в музыкальной части, почему и потребовалась новая редакция этого произведения. Работа над новой редакцией оперы вызвала совершенно исключительное тесное содружество композитора и либреттиста поэта В. Каменского как с главным дирижером театра, так и с главным режиссером его—Л. В. Баратовым и с композитором Д. Р. Рогаль-Левицким, проделавшим огромную мастерскую и весьма талантливую оркестровую обработку партитуры. Вся постановка оперы осуществлена в исключительно короткий срок, не имеющий прецедентов. Это говорит о том, что весь коллектив нашего театра созрел для того морального и физического напряжения, которого требуют подлинный советский патриотизм и дисциплина военного времени.

Важно подчеркнуть, что в постановке не допущено никаких компромиссов и скидок на ее срочность. Наоборот, в работе над этим спектаклем мы сделали шаг вперед, выросли сравнительно с лучшими из наших предшествующих постановок. Иначе мы не считали бы себя вправе посвящать свою работу великой дате— 25-летию Октября—и Уралу.