ДЫХАНИЕ ВОЙНЫ

Ветер дует с запада — теплый, весенний. Ветер доносит запахи пороха и горьковатый дым пожарищ. Пусть фронт за тысячи километров, но это не мешает каждому, здесь в тылу, чувствовать, что война близко, и каждый ощущает ее близость, ее суровую правду.

Поздним вечером в сельском клубе собрались карнауховцы — сегодня вотреча с делегатом, побывавшим на фронте. Каждый, кто слушает делегата, взволновал поступком четырнадцати комсомольцев-гвардейцев, изумляется силе чудо-богатыря Мальдзихова, бесконечно верит в мужество и храбрость советских фронтовиков. И каждый думает еще о своем деревенском: о письмах, только что полученных из-под Калинина, о смерти двух земляков-героев фронта Николая Патласова и Мичкова.

— Кто любит свою родину, кто чтит память своего председателя Николая Патласова, тот сердцем своим отзовется на призыв помочь фронту, — говорит делегат.

Все живо представляют себе образ Николая Патласова, статного человека с добрым сердцем и широкой русской натурой. С первого дня отечественной Николай Патласов начал готовить свой колхоз «Сеятель» к противовоздушной обороне. Утром и в обеленные перерывы колхозники знакомились с противогазами и зажигательными бомбами. Потом коммунист Патласов ушел на фронт, его снаряжала вся колхозная семья. Старые сельчане говорили: «Родной наш Колюша пошел бить супостатов». С фронта он писал письма-наказы, с глубокой искренностью говорил в них о трудностях походов и радости военной славы.

И вот неожиданно пришла весть: «Николай Патласов убит». В минуты наступления он заменил павшего командира, бросился на штурм и... погиб. Маленькое сообщение комиссара части о воине-храбреце вызвало всеобщую скорбь. Но Николай Патласов не умер. Его бессмертие — в живой жизни колхоза, который он создавал и любовно растил. Он — в делах колхозных мастеров, агитаторов и комсомольцев, которых он учил и воспитывал, вместе с ними строил новую богатую деревню.

Вспоминая своего председателя, погибшего за правое дело, подписываются карнауховцы на новый военный заем. Вот подходит к столу старая пенсионерка Дарья Гавриловна Патласова.

— Подписываюсь на двести рублей — это за героя-земляка.

— Подписываюсь на шестьсот... Это мой снаряд по врагу за смерть Николая Прокопьевича — вторит многосемейная красноармейка Мария Гордева.

За героев, павших на войне, за мужей и сыновей, сражающихся за свою родную землю, за вольную жизнь русского человека, вносят свои вклады карнауховцы. Свинарка Августа Гордеева дает наличными 300 рублей, телятница Мария Патласава — 250 рублей. Вся бригада Ивана Семянина подписывается на 9 тысяч рублей.

— Мы им отомстим! — с гневом провозглашает сельский житель — и несет вклады на оборону. Через день в сводках сельисполкома появилась новая запись: «Колхозники сельхозартелей «Ударник» и «Сеятель» подписались на 36 тысяч рублей. Внесено наличными 8665 рулей. Каждый житель одолжил стране 250 рублей.

Пройдет еще немного времени и трудовые вклады карнауховцев воплотятся в бронированную силу самолетов и бронетанков, в смертельные снаряды и мины. Колхозная деревня мстит фашистам за своего сына Николая Патласова, она кует грозное оружие — оружие русской славы и доблести.

В.Бирюков.

Д.Карнаухово, Березовского района