За бережливость в большом и малом
С каждым днем все больше и больше убыстряется темп работы наших предприятий. Советский человек в тылу хорошо понимает, что война требует колоссальной траты материальных ресурсов. Поэтому он не успокаивается на достигнутом, а открывает все новые источники, новые резервы для снабжения фронта дополнительной боевой продукцией. И одним из таких источников в арсенале тыла является экономия материалов, топлива, электроэнергии и, суровый хозяйский счет каждого килограмма угля, мазута, металла, каждого кубометра дров, торфа и т. д.
Строжайший режим экономии в наши дни—это не только властное требование военного времени. Режим экономии должен быть обязательной чертой работы каждого советского предприятия. Нет такого завода, большого или малого, где не на чем экономить. А тот руководитель, тот коллектив, который не умеет или не хочет бережно расходовать материальные ценности, не хочет считаться с требованиями войны, наплевательски относится ко всякого рода «пережогам» и «перерасходам»,—тот работает негодным стилем.
Сейчас особенно важной военно-хозяйственной задачей является экономия топлива и электроэнергии. Технически умело и наиболее рационально расходовать топливные ресурсы, каждый киловатт час электроэнергии так же важно, как и непрерывно увеличивать выпуск оружия и боеприпасов. Однако, есть еще хозяйственники с широкими натурами, не чувствующие ответственности за это дело. Начальник цеха известковых печей Березниковского содового завода г. Хват безжалостно транжирит кокс, не считаясь ни с какой плановой дисциплиной. Расходные коэффициенты по коксу у этого горе-хозяина в ноябре по сравнению с октябрем неимоверно выросли. Там же в Березниках, на другом— азотно-туковом заводе, считающемся передовым предприятием, только за один месяц перерасходовано свыше 100 тысяч киловатгчасов электроэнергии, которых вполне хватило бы для питания пяти хлебозаводов средней величины.
На заводе им. Орджоникидзе можно ежемесячно сберегать не менее 200 тонн каменного угля. Для этого надо лишь провести некоторые рационализаторские предложения (кстати, давно принятые и одобренные): об использовании отходящих горячих газов и установке котлов-утилизаторов в цехе Исаенко и об использовании отходящих газов в цехе Шолохова для отопления цеха Якубсона. Но на заводе борьба за экономию проходит больше на словах, чем на деле. Ценнейшие мероприятия не осуществляются. В то же время перерасходы сырья, топлива, электроэнергией все растут и растут.
Быть бережливым хозяином—это значит использовать все средства для повышения качества продукции, предупреждать брак всюду, где он может возникнуть, не допускать лишней траты ни одного киловатт часа электроэнергии, ценить мелочи, беречь их, ибо в масштабе цеха, завода мелочи вырастают в одно большое целое. Надо экономить не только то, что лежит сверху, что мозолит глаза, что валяется под ногами. Это лишь полдела. Надо неустанно искать заменители дефицитных материалов, непрерывно рационализировать технологию производства. Настоящий командир-инженер не только соблюдает установленные нормы расхода сырья, материалов и электроэнергии, но благодаря творческим усилиям систематически добивается их снижения.
К сожалению, этим правилам следуют еще не на всех предприятиях. На заводе, где главным инженером т. Далингер, за предыдущий месяц перерасходовали столько вакуумной ленты, высокосортной стали и проволоки, что их хватило бы на выполнение 80 процентов планового задания. На заводе, где главным инженером тов. Чистяков, очень велик скрытый брак и, что хуже всего, борются с ним весьма слабо. Спрашивается, сколько металла, дорогих материалов изводят здесь напрасно, сколько времени пропадает зря, сколько здесь бесполезной работы оборудования?!
В нашей области есть немало замечательных примеров подлинной борьбы за экономию. На заводе им. Сталина за 2 месяца время на изготовление каждого изделия сократили на 150 часов. Совращение производственного цикла складывалось здесь из ряда мероприятий по устранению ненужных операций, по применению белее высокопроизводительного инструмента и т. д. На заводе им. Молотова за счет перевода ряда печей на твердое топливо сэкономили в октябре 1107 тонн мазута. Так должны бороться за экономию всюду и везде!
Больше бережливости в большом и малом! Всякой расточительности — беспощадная война! Это даст нам возможность выпустить для фронта больше боевой продукции, усилить нашу помощь героическим защитникам Сталинграда и Кавказа.