Ремонтировать тракторы быстро, дешево, качественно

Передовые МТС нашей области военными темпами готовятся к весеннему севу 1943 года. Наведя порядок в хранении тракторов и сельхозмашин, они организованно начали их ремонт.

В борьбе за быстрый и качественный ремонт впереди идут Чусовская МТС (директор Миронов) и Сарашевская МТС (директор Гонтарев), еще к 1 декабря выполнившие квартальный план ремонта тракторов. Успешно начали ремонт Петропавловская, Пермско-Ильинская. Березниковская и Ергачинская МТС.

Однако, в области есть и такие МТС, где подготовку машин к весеннему севу затягивают. Так, например, в Б.-Сосновская МТС (директор Гринев) и Ленинская МТС (директор Бельтюков) в октябре совсем не приступали к ремонту тракторов, не выполнили план ноября и поставили под угрозу срыва выполнение квартального плана ремонта.

Успех ремонта тракторов решают кадры, но о подборе и воспитании их директоры некоторых МТС не проявляют никакой заботы. Директор Пермском МТС тов. Бурылов в течение 5 месяцев не принял мер к подготовке токарей, в результате чего токарные станки все это время у него простаивали. В то же время рядом с ним. в Верхне-Муллинской МТМ (директор Истомин) сумели за этот срок подготовить 23 квалифицированных специалиста, которые сейчас работают самостоятельно.

В тех МТС, где график ремонта выполняется успешно, как правило, труд организован по узловому методу, конкретные задания доводятся до каждой бригады. Выполнение их проверяется каждую смену и заносится на доску показателей социалистического соревнования. В таких МТС создано максимальное напряжение в труде каждого ремонтника, и ни один рабочий не уходит из мастерской, не выполнив дневного задания. Не ожидая централизованного снабжения запасными частями, здесь широко используют внутренние резервы: изготовляют и заново реставрируют запасные части, приспосабливая имеющееся оборудование.

Рационализаторы МТС и МТМ области внесли много нового в технику ремонта тракторов. Оправдал себя способ замены роликовых подшипников передних колес чугунными конусными втулками. Такие подшипники, поработав нынче весь сезон в Очерской МТС, оказались вполне годными к дальнейшей эксплоатации.

В Частинской МТС старший механик Садилов на средний вал коробки скоростей вместо подшипника № 3100 ставил подшипник, выточенный из серого чугуна. В Бардымской МТС в обоймы подшипника № 3100 вместо роликов задавалась бронза, причем для уменьшения расхода бронзы в средину между обоймами вставлялось кольцо из листового железа. Оба подшипника, поставленные на средний вал и валы шкива, показали удовлетворительные результаты.

В Пермско-Березовской МТС механик Мансуров организовал реставрацию подшипников коленчатого вала. Из менее износившихся шариков и обойм заново собирается подшипник.

В Сарашевской и Карагайской МТС роликовые цилиндрические подшипники собираются без розеток с увеличенным числом роликов и за этот счет уменьшается радиальный люфт подшипника.

Верхне-Муллинская МТМ в совершенстве освоила изготовление клапанов к мотору ГАЗ-НАТИ из клапанов У-2, из клапанов СТЗ-ХТЗ—клапан к трактору У-2 и г. д.

Некоторые МТС недостаток, в поршневых группах перекрывают за счет комплектования поршней различных диаметров. Увеличенные поршни обрабатываются под один вес и используются в новых гильзах или в гильзах, расточенных под первый ремонтный размер.

Не могут задерживать ремонт и сердцевины радиаторов. Инициатор изготовления железных сердцевин — слесарь Осинской МТМ Шустиков своими силами изготовил их уже больше 25 штук.

При ремонте валов ни в коем случае нельзя допускать кернения шеек или подкладывать в сопрягаемые детали металлические прокладки. Увеличение диаметров должно производиться наплавкой или насадкой в горячем виде кольца с последующей приваркой.

Заслуживает одобрения промывка деталей щелоком вместо керосина. Начало этому делу положили в Кудымкарской МТМ. Способ приготовления шелока для промывки деталей весьма прост. Чтобы приготовить хороший щелок, требуется ведро золы на 5—6 ведер воды.

Замена керосина щелоком на промывке деталей позволит МТС нашей области сэкономить но один десяток тонн жидкого топлива.

Ремонтируя тракторы быстро и дешево, мы должны в то же время бороться за высокое качество ремонта. В период ремонта все моторы должны быть обязательно испытаны на мощность, а карбюраторы проверены на расход горючего. Ни один трактор не должен быть принят из ремонта непроверенным на расход горючего и на мощность. Качество ремонта прежде всего.

5 января 1943 года созывается областное совещание директоров и старших механиков МТС. Участники совещания должны будут поделиться опытом быстрого, дешевого и высококачественного ремонта тракторов, подвергнуть критике беззаботных и неповоротливых хозяйственников, наметить правильные пути отличной подготовки к весеннему севу.

Г. Дажин - главный инженер облзо.