1812 год

В 1812 г. великий полководец XIX века Наполеон I с шестисоттысячной армией вторгся на территорию России. Походы Наполеона, его победы поражали весь мир; он подчинил себе ряд западно-европейских стран. Перед ним пресмыкались король прусский и руководители австрийской политики. Его армия не знала поражений. Из России он хотел двинуть полки в Индию и установить свое господство над всем миром.

В его армии были знаменитые полководцы, совершившие вместе с ним огромные походы, одержавшие ряд блестящих побед в европейских странах, в Египте и в Сирии. Он гнал с собой солдат из завоеванных стран: голландцев, бельгийцев, швейцарцев, итальянцев, немцев, славян иллирийских провинций.

Наполеон хотел, пользуясь превосходством сил, сразу же после вступления на территорию России, разгромить русскую армию и подчинить себе страну. Главнокомандующий русской армией Барклай-де-Толли, разгадав план Наполеона, начал отступать, увлекая вглубь страны французскую армию. 15 августа 1812 г. под Смоленском был дан французам бой. Представление о том, как дрались русские воины под Смоленском, можно получить по следующему свидетельству французов. участников сражения. «Русские всадники казались со своими лошадьми вкопанными в землю... Ряд наших первых атак кончился неудачей в двадцати шагах от русского фронта. Русские (отступавшие) всякий раз внезапно поворачивались к нам лицом и отбрасывали рас ружейным огнем».

Но от генерального сражения Барклай, вопреки предложениям Багратиона, уклонился. После Смоленска Барклай-де-Толли был смещен и главнокомандующим русской армии был назначен горой суворовских походов Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

7 сентября 1812 г. на Бородинском поле разыгрался ожесточенный бой. Он остался в памяти народной, как бой, в котором русские воины показали умение бить сильного противника, умение воевать за свою национальную независимость. Наполеон следующим образом оценил Бородинское сражение: «Самое страшное из всех моих сражений—это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Были уничтожены десятки тысяч человек с одной и другой стороны, но русская армия осталась. Более того, Бородинское сражение оказалось началом поражения наполеоновской армии. На Бородинском поле русская армия под руководством Кутузова нанесла захватчику глубокую рану, которую он не в состоянии был залечить на протяжении всей кампании. После Бородинского сражения Кутузов, желая сохранить армию, отступил через Москву. 15 сентября

1812 г. Наполеон вступил в столицу России, думая найти отдых для измученной армии. Но не отдых и не теплые квартиры он здесь нашел, а погибель. Наполеон вступил в пустынный, превращенный в пылающий костер город. Он поднял против себя ярость народа, который вел с захватчиками борьбу не на живот, а на смерть. На вторжение в Россию французских солдат русский народ ответил безжалостной, не знающей пощады борьбой.

Большую роль в деле разгрома наполеоновской армии сыграно партизанское движение. Партизанские отряды нападали на наполеоновские части, истребляли отдельные подразделения французской армии. В период отступления наполеоновской армии партизанские отряды вызывали у французов ужас своими смелыми и неожиданными набегами, своей неуловимостью и ущербом, который они приносили армии захватчиков. Сила партизанских отрядов, действовавших в 1812 г.. заключалась в том, что их поддерживал весь русский народ, что весь народ выступал против захватчиков

Значение партизанского движения 1812 г. метко определил герой отечественной войны—поэт-партизан Денис Давыдов. «Летучие партии наши зорко и неусыпно маячут по всему неприятельскому пути сообщения, пробираются в промежутки корпусов, нападают на парки и врываются в караваны местных транспортов. Приноравливая извороты свои к изворотам армии, они облегчают ее усилия и довершают успехи. Через сокрушительные их наезды неприятель разделяет и внимание и силы, долженствующие стремиться одной струей к одной пели, невольно действующим ощупью, вопреки свойству войны наступательной и теряя надежду отразить сил неотразимые рои наездников, коих войско его не догнать, не отрезать, не припереть к какой-либо преграде ее не в состоянии, лишается зарядов и пропитания, без коих остается ему только просить пощады или отступать по чрезмерному протяжению,—предшествуемый и окружаемый партиями, теснимый и поражаемый линейными войсками».

Огромную роль в партизанском движении играл капитан А. С. Фигнер. Переодевшись крестьянином, он направился в занятую французами Москву. Здесь он организовал из людей, оставшихся в столице, отряд и нападал на французов. Днем в крестьянской одежде Фигнер бродил по городу, прислушивался к разговорам французов, а ночью, собрав отряд, бил интервентов. Он сделал даже попытку пробраться в Кремль и чуть не поплатился за это жизнью. Выбравшись из Москвы, Фигнер стал во главе партизанского отряда действовать в тылу неприятеля. Бывали случаи, когда Фигнер проникал пол видом француза в передовые части врага и давал ему, чтобы сбить со следа, неправильные сведения о русской армии. Как и все руководители партизанских отрядов, Фигнер опирался на сочувствие и поддержку крестьян. Крестьян он вооружал оружием, отбитым у французов, поднимая их на борьбу с захватчиками. При помощи вооруженных крестьян Фигнер под Можайском отбил у французов 6 пушек, шедших из Италии.

Партизанское движение с каждым днем разрасталось, превращаясь в мощную силу отечественной войны. Один из современников 1812 г. пишет: «На походе встречались нам воины-мужички верхом на своих возовиках: иной с косой, утвержденною на длинном древке, другой со штыком, прикрученным к дубинке, третий с большим гвоздем, прикрепленным к крючку, наподобие пики или с рогатиной за спиной; редкий является с правильным оружием. Выезжая к нам из леса, где скрывались их семейства с имуществом, они нас приветствовали, поздравляли с бегством врага-супостата и, являя грозный вид вооружения, рассказывали о своих подвигах».

Наполеоновская армия оказалась бессильной побороть русский народ. Пробыв месяц и несколько дней в Москве, Наполеон начал отступление. На арьергард отступающей армии наседали русские военные части под руководством Платова и Милорадовича. Параллельно армии Наполеона двигалась русская армия под руководством Кутузова, угрожая обойти французов. Со всех сторон нападали на отступающих захватчиков партизаны. Наполеоновская армия двигалась по разоренной Смоленской дороге, где не было провианта и фуража и страшно страдала от голода.

Партизанское движение разгорелось с еще большей силой, охватывая десятки тысяч людей, стремившихся покончить со злым врагом. Выделились как руководители партизан крестьяне: Герасим Курин, Четвертаков, Семен Тихонов, Егор Васильев, Яков Петров. Их отряды самоотверженно дрались с врагом, нанося ему сокрушительные удары.

Отступая от Смоленска на запад, наполеоновская армия переживала агонию. 26 ноября 1812 г. остатки наполеоновской армии перешли через Березину. Огромное количество французских солдат утонуло, но меньше было перебито. Только жалкие остатки армии Наполеона вышли из России—Когда-то могущественная, вызывавшая страх у королей и царей, армия Наполеона погибла под сокрушительными ударами русского народа и его армии.

Гороховые головы немецких фашистов однако плохо усваивают уроки истории.

В великой и священной отечественной войне, которую ведет советский народ против фашистских людоедов, мы победим. Ни танки, ни самолеты, ни коварство не помогут фашистским варварам. Первые же недели войны с фашистской Германией доказывают это. Мощь нашей Красной Армии и Красного Флота, помноженная на героизм советского народа,—верный залог победы.

Мы победим, несмотря на то, что враг вооружен до зубов, ибо народы всех стран на нашей стороне, ибо они знают, что фашистская чума несет народам гнет, порабощение и вымирание. Мы победим потому, что нами руководит великий человек нашей эпохи И. В. Сталин.

С. М. ТОМСИНСКИЙ, научный работник Молотовского педагогического института