(Вечернее сообщение 27 июля)
В течение 27 июля наши войска вели бои с противником на Невельском, Смоленском, Житомирском направлениях. На остальных участках фронта значительных боевых действий не происходило.
Наша авиация во взаимодействии с наземными войсками атаковывала части противника и действовала по его аэродромам. За 26 июля наша авиация уничтожила 104 немецких самолета, из них большую часть разбила и подожгла на аэродромах противника. Наши потери—12 самолетов.
По уточненным данным во время налета немецких самолетов на Москву в ночь с 26 на 27 июля сбито не 6, а 8 немецких самолетов.
В течение 26 июля авиацией и кораблями Краснознаменного Балтийского Флота потоплены два миноносца противника, одна подводная лодка, два транспорта с топливом и выведен из строя один сторожевой корабль.
***
Бойцы и командиры энского соединения разгромили германскую пехотную дивизию. Сообщаем некоторые подробности этого разгрома. Одна из вновь подведенных фашистских дивизий начала наступление против наших войск. Командование соединения решило задержать наступающую дивизию и окружить ее для полного уничтожения. К концу первого дня боя немцы, не выдержав энергичных ударов советских войск, были вынуждены перейти к обороне и окопаться. В это время танки и мотопехота полностью завершили окружение германской дивизии. Рано утром над германской дивизией показались эскадрильи советских бомбардировщиков. В фашистов полетели сотни бомб. Враг пустил в бой всю противотанковую и другую артиллерию и сделал отчаянную попытку вырваться из окружения, но повсюду встретил артиллерийский и пулеметный огонь. Наши противотанковые орудия подбили 20 немецких танков и танкеток. Чтобы спасти дивизию от верной гибели, немцы предприняли ряд атак с фронта, но с огромными для них потерями были отброшены. Огонь и сопротивление окруженной дивизии слабели с каждым часов. К концу вторых суток боя наши войска перешли в наступление, Группы наших танков подавили остатки артиллерийских батарей и пулеметных гнезд противника. На пехотные части германской дивизии бросились наши танки и славные пехотинцы. Машины на огромной скорости давили гусеницами и расстреливали в упор фашистских солдат.
По предварительным данным, 4.000 немецких солдат и офицеров нашли могилу на поле боя. Наши санитары подобрали около 3.500 раненых немцев. Взято большое количество пленных. Уничтожено несколько десятков танков, много автомашин и мотоциклов, 40 противотанковых орудий, 12 тяжелых и 8 легких орудий и 20 минометов. Остатки разгромленный дивизии в панике обратились в бегство.
***
Энская часть под командованием майора В. Скатерщикова окружила в фашистском тылу и уничтожила саперный батальон противника, направлявшийся к пункту Б. для восстановления взорванных мостов. Захвачено все снаряжение батальона и 13 автомашин.
***
Вблизи города П. на сторону Красной Армии добровольно перешел старший вахмистр 161 артиллерийского полка 61 пехотной германской дивизии Феликс Зимокат. Он заявил, что решение о переходе на сторону Красной Армии у него созрело под влиянием советских листовок, которые разбрасываются над германской армией. «Солдаты с большой жадностью читают листовки Красной Армии,—сказал он,—но офицеры отбирают листовки и жестоко расправляются с теми, у кого их находят. Многие солдаты нашей батареи в связи с большими потерями, понесенными нашим полком, не верят в возможность победы Германии над Советским Союзом».
***
Несколько дней бесчинствовали немцы в селе Лахва—грабили, убивали беззащитных людей, насиловали женщин. Фашисты расстреляли троих крестьян за то, что они отказались сообщить, где скрывается председатель сельского совета. Ночью на гитлеровских головорезов напал партизанский отряд железнодорожников под командованием путевого обходчика Брест-Литовской дороги тов. Петра Г. Партизаны, перебив офицеров и солдат, захватили оружие и снаряжение. На-днях партизаны узнали, что немцы поблизости оборудуют склад для горючего. Выждав пока фашисты подвезут на базу побольше цистерн с горючим, партизаны подожгли склад.
***
За последние дни боями наших частей на ряде участков фронта установлено, что немцы используют большое количество танков в качестве неподвижных бронированных огневых точек, зарывая машины в землю. Такое использование танков, лишающее их основного тактического качества—подвижности, является следствием отсутствия горючего и невозможности подвоза его к передовым германским мотомехчастям. Так, в районе Л. большое количество германских танков, зарытых в землю, было уничтожено частями Красной Армии; у П. наша разведка обнаружила большую колонну фашистских танков, зарытых в землю в 3—4 ряда. После сообщения разведки наша авиация вылетела для уничтожения этих танков.
***
Инициатива и сметка, свойственные советскому народу, с особенной силой проявляются в дни великой отечественной войны с фашизмом. Мастер ленточно-банкаброшного цеха прядильной фабрики имени Калинина т. Миронов сделал приспособление к говардовским машинам, которое устранило спуск намотки с катушек. Рабочий центральной электрической мастерской треста «Орджоникидзе-уголь» т. Инко предложил новую систему ремонта электромоторов. Ремонт сейчас производится в несколько раз быстрее, чем прежде. В депо парка имени Калинина до войны работало шесть электромонтеров. Четверо из них сейчас призваны в Красную Армию. Теперь молодые электромонтеры тт. Ефремов и Иванов вдвоем заменяют шестерых. Кузнец колхоза «Броневик», Юрьевецкого района, Ивановской области. т. Гальцев в дни войны сконструировал и построил стогометатель, который заменил труд пяти колхозников. По инициативе рабочей молодежи Тульского энского завода в июле внедрено в производство 112 предложений, дающих заводу около полмиллиона рублей экономии. Молодой слесарь т. Филиппов, облегчив и упростив один прибор, в восемь раз удешевил его производство. По предложению наладчика станков машиностроительного завода имени Куйбышева т. Муравьева сейчас один производственный процесс длится 7—8 минут вместо 30. На энской обогатительной фабрике не знают сейчас слова «утиль», — все идет в дело.