Накануне боевой навигации

Многоводная Кама очищается от последнего льда, и время, оставшееся до отхода первых пароходов из Молотовского порта, уже исчисляется‚часами. Открытие навигации в всегда было большим событием, оживляло хозяйственную жизнь прикамских районов. Тем большее значение приобретает оно сейчас, когда транспорт вообще и водный транспорт в частности, поставлен на службу фронту.

Что может быть почетнее и ответственнее в наши дни, чем быстрое и бесперебойное продвижение груза, как непосредственно для фронта, так и для заводов, занятых выработкой необходимой фронту продукции?

Вся деятельность судовых команд, начиная с установления высокой дисциплины, четкого выполнения графика, исправного содержания судовых механизмов и кончая строгим выполнением правил санитарии, должна соответствовать требованиям военного времени. Вот что должно быть усвоено не только командным составом но и каждым матросом с первого же рейса, с первого же дня плавания. И если в течение прошлогодней навигации, значительная часть которой проходила тоже в дни войны, на многих судах эти требования осуществлялись лишь частично, то тем решительнее надо предостеречь от повторения ошибок.

Поднимая на своих судах флаги и вымпелы, камские водники многих судов имеют не только традиции в отдаленном прошлом, но и немало еще свежих в памяти трудовых подвигов. Таковы, например, дела коллективов «Красной звезды», «Дмитрия Фурманова», «Первого мая»Ю которым по праву предоставлена честь открытия навигации 1942 года. Команды названных судов не только образцово выполнили план в 1941 году, но и показали пример организации зимнего ремонта. Надо прямо сказать, что если бы так, как работают эти и другие подобные им передовики, трудились все водники бассейна, если бы инициатива и самоотверженность лучших людей не смазывались расхлябанностью других, то не было бы ни простоев, из-за аварийного ремонта, ни длительных задержек у причалов.

Начиная навигацию в нынешнем году, камские речники, соревнующиеся с бойцами Северо-Западного фронта и водниками средней Волги, должны по-боевому выполнить как задание каждого рейса, так и общую программу. Дело их чести — добиться такого положения, чтобы образцовое состояние судов Камского пароходства и четкость работы их команд приобрели известность не только в бассейне Камы, но и на Волге.

То, что в состав команд нынче влились новые кадры, не только не дает оснований для снижения деловой требовательности, но, наоборот, налагает особенно большую ответственность на командиров за воспитание в людях, пришедших на транспорт в дни войны, готовности к трудовым подвигам.

Коммунисты и комсомольцы, агитаторы на судах, показывая личный пример в работе, должны рассказать и о героических делах, которыми прославили себя водники, работающие в сложных прифронтовых условиях, воспитывать дух такого же героизма, какой проявил, например, водник Александр Остробабов, который, даже будучи ранен в обе ноги, не выпустил из рук штурвала, твердой рукой вел судно к цели.

Среди новых водников тысячи женщин, и по этому поводу кое-кто не прочь выразить сомнение насчет «слабой приспособленности женщин к водницкому делу». Жизнь разбивают эти сомнения в пух и прах. Имена многих работниц, уже ставших командирами водного транспорта, известны всему бассейну. Таковы — помощник капитана теплохода «Сталинская Конституция» т. Бормотова, помощник капитана Васильева, которая за отличную работу недавно переведена с небольшого парохода на мощный «Дмитрий Фурманов», и ряд других. Так может вырасти каждая женщина, если ей будут помогать, учить, передавать опыт передовиков

Для достижения полного успеха в навигации мало, чтобы свои обязанности осознал только плавающий состав. Не в меньшей степени необходима военная четкость в деятельности работников различных служб управления пароходства, портов и пристаней. В таком производственном организме, как водный транспорт, нет неважных профессий, здесь дело решает слаженность всех звеньев: судовых команд, пристанских служащих, бакенщивов, грузчиков и т.д.

Особое значение приобрела в дни войны работь диспетчеров, на обязанности которых лежит управлять движением. Надо добиться того, чтобы опытом такого командира движения, как диспетчер Чудинов, помощь которого особенно чувствуют и ценят капитаны судов, овладели все его товарищи по профессии То же можно сказать и в отношении передачи опыта передовиков по другим службам и профессиям водников: В частности, работники пристаней должны шире внедрять в погрузочно-разгрузочных работах опыт известного механизатора т. Блидмана.

Задача состоит в том, чтобы не только передовики, но и все водники держали высокую дисциплину, хорошо работали, боролись за производительное использование каждой минуты времени. Речник, ставший на вахту, должен отдавать себе отчет, что он на посту в системе важнейшей водной артерии страны, что ему и его товарищам доверено обслуживание перевозками многогранного хозяйства индустриального Урала, что за его работой следят бойцы фронта. Он должен отчетливо помнить, что образцовая работа судов должна не только разгрузить железнодорожный транспорт, но и обеспечить общее ускорение продвижения грузов, всего того, что требует фронт, что нужно для. бесперебойной работы тыла.

С сознанием боевого характера наступающей навигации пусть еще зорче смотрят вперед камские водники, крепче держат в руках штурвалы, быстрее ведут суда к месту назначения, еще сильнее помогают фронту в разгроме ненавистного врага.