Так воспитывается мужество
Село затерялось в глуши сосновых лесов. Фронт далеко, за тысячи километров. Сюда, в вольные просторы Приуралья, не достигает дым пожарищ и земля не содрогается от разрывов бомб и артиллерийских снарядов. Люди здесь знают о войне понаслышке и чувствуют ее только по изменившемуся быту и напряженности труда. Надо научить их искусству борьбы. Надо воспитать в них мужество и бесстрашие, готовность отстаивать родную землю, свой дом, своих близких до последнего биения сердца. Может ли быть сейчас более благородная задача у пропагандиста?
...Зал колхозного клуба доотказа переполнен молодежью. Секретарь районной газеты комсомолец Кузнецов рассказывает о городах-героях. Он говорит взволнованно, быстро овладевает вниманием слушателей, и перед их мысленным взором одна за другой встают величественные картины:
Несколько недель стойко выдерживал осаду прекрасный солнечный город на берегу Черного моря. Жители вооружались смертоносными гранатами, бутылками с горючим, и дорого стоил немецким захватчикам каждый шаг по предмостьям Одессы. У ворот города была почти вся армия Румынии. Город сражался против целого государства. Он уступил натиску врага, но не покорился.
...В зале тихо. Молоденькая девушка колхозница слушает доклад, затаив дыханье, и глаза ее блестят. В первом ряду поднимается паренек в комбинезоне тракториста, и протягивает докладчику записку. В ней один вопрос: «Расскажите подробнее о Севастополе».
Кузнецов знакомит слушателей с историей славного города. Он рассказывает о пламенной любви моряков к Севастополю, об изумительной храбрости, с которой гордые соколы моря бились с бесчисленными стаями фашистских стервятников. Враг вошел в развалины черноморской крепости. Но дорогой ценой заплатили фашисты за эту возможность. Тысячи гитлеровцев сложили свои головы у бастионов Севастополя.
— Бывает временное отступление, которое значительнее иных побед,— приводит докладчик выдержку из статьи Бориса Войтехова. Таким было отступление из Севастополя. Весь мир обнажил головы в знак уважения, когда окровавленный, измученный город моряков шаг за шагом отходил спиной к последнему маяку Крыма Херсонесу.
Тяжелая слеза катится по лицу бригадира полеводческой бригады Тани Киселевой. Слова пропагандиста глубоко проникают в сознание молодежи, задевают самые чувствительные струны, будят жажду мести.
... Гитлеровцы протягивают свои хищные руки к великой русской реке Волге. Эти щупальцы будут обрублены. Каждый город, каждый поселок встанет неприступной крепостью, о которую разобьются головы фашистов.
Доклад длится уже более часа, но внимание слушателей не ослабевает ни на минуту. И докладчик, ободренный успехом, чувствуя, как крепнет незримая связь его с аудиторией, рассказывает дальше:
— Октябрь 1941 года. Фронт приближается к сердцу земли русской — Москве. В темноте осенней ночи часто стреляют зенитки. Иногда раздается вой стервятника. На дверях квартиры висит замок. Хозяин ушел строить баррикады, чтобы преградить путь врагу. И если надо, он умрет, а Москвы не отдаст. Кровавый зверь Гитлер уже предвкушал победу, но Москва, грозная и гневная, напрягла все свои силы и отбросила прочь фашистские банды.
А Ленинград? Кто бывал в Ленинграде в июне, тот знает, каким пленительно-прекрасным бывает этот город в прозрачном сумраке белых ночей. Сказочно красивы его строгие массивные здания, серебром в лунном свете поблескивают волны Невы. Много тянулось к нему жадных разбойничьих рук. Всех он отбил. И настали для Ленинграда дни самых суровых испытаний. Все средства современной войны были испытаны гитлеровским командованием для того, чтобы овладеть этим городом, бесконечно дорогим сердцу каждого русского человека. Тяжелую зиму пережил город-герой. Вражеские самолеты прорывались сквозь воздушные заграждения и сбрасывали бомбы на жилые лома, на школы, ясли, больницы. С оглушительным треском рвались на площадях снаряды. Но ни острота опасности, ни личное горе не ослабили волю советских людей к победе.
Имя скромной работницы завода «Красный треугольник», дети которой погибли под обломками разрушенного дома известно немногим. Лишенная крова и семьи, она пришла на следующий день на завод, и никто не заметил следов слез на ее лице. Она выполнила в этот день две нормы.
— Это за детей, за любимый мой город, — писала она в письме бойцам. охранявшим рубежи Ленинграда.
Голодом думали сломить сопротивление ленинградцев фашистские звери. Не вышло! Все выдержал Ленинград, и сейчас он неутомимо сражается на земле, на воде, в воздухе. С каждым днем растет его отпор врагу, с каждым днем близится победа.
... Докладчик кончил, а слушатели медлили расходиться. Так захватила всех эта замечательная повесть о людях мужества и отваги, о городах-героях, чья беспримерная стойкость является образцом того, как надо бороться и побеждать.
О. ЛАЧИНИНСКАЯ, Частинский район