Выступление Уилки на массовом митинге в Торонто

ОТТАВА. 29 ноября. (ТАСС). В крупнейшем зале Торонто состоялся массовый митинг в ознаменование начала кампании по сбору 1 миллиона долларов в «Канадский Фонд помощи России в войне». На митинге присутствовало 18 тыс человек. Главным оратором на митинге был Уэнделл Уилки.

В начале своей речи Уилки говорил о «мужестве и героизме русских союзников, которые своей умелой и упорной борьбой против гитлеровской армии доказали, что существующая у них система государства, нравится ли нам это или не нравится, обладает силой, которая исходит не только от руководителей, но и от самого народа».

«В России, — заявил Уилки, — после того, как я беседовал с наступающими солдатами Красной Армии, после того, как я увидел их вооружение, ознакомился с состоянием духа гражданского населения, находящегося в тылу, после бесед с германскими военнопленными я убедился в том, что русские не проиграют войну, и они это сейчас доказали своими победами у Сталинграда, в то время, как Гитлер не достиг ни одной своей цели в борьбе против Советского Союза».

Уилки подчеркнул крайнюю необходимость определения общих целей союзников в войне. Это должно служить основой не только для ведения войны против общего врага, но и для послевоенного сотрудничества всех объединенных стран. Первая мировая война, сказал Уилки, являлась лишь дорогостоящей борьбой за власть, которая привела к перемирию, вместо того, чтобы привести к подлинному миру. Волнующие лозунги в прошлую мировую войну превратились попросту в циничные жесты. В настоящую войну необходимо избежать этой кардинальной ошибки. Руководители союзников уже указали на некоторые общие стремления. Сталин сформулировал ясную и точную программу, которая предусматривает уничтожение расовой исключительности: равноправие наций и неприкосновенность их территорий; освобождение порабощенных наций и восстановление их суверенных прав; право каждой нации устраиваться по своему желанию; экономическая помощь потерпевшим нациям и содействие им в деле их материального благополучия;

восстановление демократических свобод, уничтожение гитлеровского режима.

Дважды прочитав собравшимся это заявление тов. Сталина в его докладе 6 ноября 1942 года. Уилки сказал: «Я спрашиваю, сможет ли какой-либо гражданин любой великой демократической страны найти в сформулированных Сталиным целях что-либо, против чего можно было бы возражать? Такое определение целей, — сказал Уилки, — могло бы быть написано Черчиллем или Рузвельтом, однако, случилось так, что именно Сталин дал определение целей, за которые мы боремся».

Хотя Сталин говорил о программе действия англо-советско-американской коалиции, сказал далее Уилки, она, однако, применима ко всему миру. Уилки призывает канадцев относиться с полным доверием к советскому определению целей войны.

«В демократических странах, — сказал Уилки, — многие опасались России и не доверяли ей, так как боялись вторжения русского экономического порядка в их собственный строй». Высмеивая подобные взгляды, Уилки заявил: «Россия не намерена ни съесть нас, ни обольстить, и мы сохраним наш порядок, конечно, в том случае, если наша экономно не станет настолько хрупкой в результате злоупотреблений и неудач, что это сделает нас слабыми и неустойчивыми. Нет никакой необходимости опасаться Советского Союза. Вместо этого надо учиться работать совместно с Советским Союзом в борьбе против общего врага — Гитлера. Советский Союз является развивающимся, жизнеспособным, новым обществом, которое мы не сможем игнорировать в будущем мире. Мы должны сотрудничать с Советским Союзом, чтобы вести войну, которую Сталин назвал «великой освободительной войной».

Собрания встретило бурными аплодисментами следующие заключительные слова Уилки: «Подобно тому, как африканский фронт является русским фронтом. Сталинградский и Центральный Фронты являются нашими Фронтами, а русский народ, который сражается на фронтах или находится в их тылу, сегодня является нашим союзником, а завтра должен остаться нашим другом».