От Советского информбюро

Вечернее сообщение 4 декабря

В течение 4 декабря наши войске в районе гор. Сталинграда, продолжая наступление, заняли населенные пункта Якты Юл, Сенышин, Савинский, Лисинский, Попов, Верхне-Чирский, Чепурин, Нагазская, Доев, Паршин и станцию Секретев.

На Центральном фронте наши войска продолжали наступление на прежних направлениях и заняли несколько населенных пунктов.

***

3 декабря частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено 14 немецких танков, до 200 автомашин с войсками и различными грузами, взорвано 2 склада боеприпасов, разбит железнодорожный состав, подавлен огонь 10 артиллерийских батарей, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.

***

На северной окраине Сталинграда наши части продвинулись вперед на 200—300 метров и заняли ряд укрепленных позиций противника. В заводском районе наши войска очистили от гитлеровцев один квартал. Немцы потеряли убитыми и ранеными свыше 500 солдат и офицеров. Захвачены трофеи.

***

Северо-западнее Сталинграда, на левом берегу реки Дон, наши войска продолжали вести наступательные бои и уничтожали опорные пункты противника. Часть под командованием тов. Мишинского рано утром перешла в наступление. Охватывая опорный пункт противника с двух сторон, наши бойцы перерезали немцам пути отхода. Завязавшийся ожесточенный бой закончился полным разгромом вражеского гарнизона. К исходу дня наши бойцы овладели господствующей над местностью высотой и закрепились на ней. Противник потерял в этом бою только убитыми до 600 солдат и офицеров.

***

Юго-западнее Сталинграда наши войска частью сил вели наступление и заняли сильно укрепленный населенный пункт. В бою за этот пункт уничтожено до 1.000 немецких солдат и офицеров, 6 танков, 19 пулеметов и 2 автомашины. Разрушено 30 вражеских ДЗОТ’ов. Ружейно-пулеметным огнем сбито 2 немецких самолета. На другом участке танкисты под командованием тов. Пархоменко в ожесточенном бою с противником уничтожили 3 немецких танка, 3 орудия, 4 автомашины и 150 гитлеровцев.

***

На Центральном фронте продолжалось наступление наших войск. В районе Великие Луки наши части вели бои по ликвидации окруженных опорных пунктов противника. Бойцы Н-ской части продвинулись вперед и разгромили немецкий батальон, оборонявший высоту, контролирующую важную дорогу. На поле боя остались сотни вражеских трупов. Захвачены трофеи: 41 пулемет, противотанковое орудие, 7 автомашин и склад с боеприпасами.

В районе западнее Ржева Н-ское соединение, преодолев упопное сопротивление противника, заняло ряд населенных пунктов. На одном участке батальон немецкой пехоты, под прикрытием танков, предпринял контратаку. Наши бойцы контрударом разгромили врага. На поле боя осталось до 300 трупов противника. Сожжено и подбито несколько немецких танков. Захвачено 12 противотанковых орудий, 2 самоходных орудия, исправный танк, 57 пулеметов и много другого вооружения.

***

Опьяненные летними успехами и одураченные лживой брехней, немецкие солдата надеялись, что немецкой армии удастся одним ударом захватить Сталинград. Еще в сентябре Гитлер предсказывал скорое падение Сталинграда. Немецкие солдаты в своих письмах к родным, как попугаи, повторяли хвастливые заявления Гитлера. Обер-ефрейтор Генрих Райф 1 сентября писал: «Сегодня или завтра Сталинград будет в наших руках. Здесь мы разместимся в теплых квартирах и, наконец, получим долгожданный отдых». 3 сентября, в четверг, солдат Гергард Хаман писал: «Мы близки к своей цели. Я надеюсь, что в воскресенье мы будем полными хозяевами Сталинграда». Унтер - офицер Вилли Шмидт писал 26 сентября: «Борьба под Сталинградом приближается к победоносному концу. Скоро экстренное сообщение возвестит о падении этой русской твердыни».

Прошло немного времени, и тон писем немецких солдат резко изменился. От былого хвастовства не осталось и следа. Ефрейтор Генрих Даувель писал 27 октября: «Мы попали в настоящий чертов котел. Здесь форменный ад. С каждым днем, с каждым часом наше положение становится все хуже». Унтер-офицер Вальтер Гайслер пишет отцу убитого солдата Кунце: «Сначала все шло хорошо, и мы продвигались. Но чем ближе мы подходили к нашей цели, тем ожесточеннее русские сопротивлялись. Мы были вынуждены отступить. Сейчас русские непрерывно атакуют нас. Ваш сын погиб». Ефрейтор Отто Креппель писал в середине ноября: «Сталинград встал нам поперек горла. В роте осталось лишь 7 человек. Повсюду видны солдатские кладбища. Теперь одно слово — Сталинград — приводит нас в ужас».

***

Из Греции сообщают о волнениях среди итальянских войск. В Пирее восстал итальянский полк, солдаты которого отказались ехать на фронт. Жандармерия произвела многочисленные аресты. Арестованных солдат заковали в кандалы.