Обзор печати

Учить и воспитывать новое поколение рабочего класса

На шахтах, особенно в последние месяцы, появилось много новых людей. Это колхозники, молодежь и рабочие других профессий, призванные в угольную промышленность помочь полностью снабдить страну драгоценным топливом. Новички на шахтах сейчас в большой мере решают судьбу угледобычи. Очень многое зависят от того, как их встречают, такие условия жизни и тогда создают, что делают для их обучения, воспитания, роста.

Ежедневная газета угольного района «Губахинский рабочий»— орган губахинского горкома ВКП(б) и горсовета - с половины октября начала последовательно исправлять ошибки, допущенные ею ранее в этом важнейшем деле (на эти ошибки указывал в октябре обзор печати в «Звезде»).

Четыре передовых статьи, две тематических подборки, одиннадцать отдельных заметок и корреспонденций за 40 дней — это неплохая количественная характеристика. Но дело не только в количестве материалов. Правильно нащупав главное, газета непрерывно следит за тем, как помогают новичкам освоить незнакомую профессию, в какую обстановку попадают они на производстве.

Широко предоставлена возможность высказаться самим молодым шахтерам. Вот пишет один из них. И. Каблубуков:

«Все было ново, непонятно и на первый взгляд казалось трудным. Меня назначили навалоотбойщиком на 8 участок. Руководители участка и старые кадровые рабочие встретили нас, новичков, очень тепло. Бригадир т. Липоватый отнесся ко мне с большим вниманием. Он рассказал, как надо работать, как обращаться с инструментом, как лучше организовать свой труд... Через 4—5 дней шахта уже не казалась такой недоступной. Через несколько дней я стал выполнять норму. Декадное задание я перевыполнил».

Отдавая дань несомненным успехам новых шахтеров, газета сосредоточивает огонь на том, что мешает им быстро становиться стахановцами угледобычи. «Говорят новые рабочие шахты имени Калинина». Навалоотбойщик, проходчик, крепильщик и плотник жалуются на всяческие неполадки, срывающие нормальную работу. Несвоевременная подача порожняка, поломка конвейера, тупые пилы, непригодные лопаты, неисправные лампы — все эти помехи берутся под обстрел. Для этого найдены правильный тон и крепкое слово. В одном только можно упрекнуть газету. Вызывающие негодование факты остаются все-таки висеть в воздухе. Газета не всегда умеет сделать из них достаточно веские обобщающие выводы. К чему привела критика — тоже неизвестно, ибо в «Губахинском рабочем» не принято сообщать читателю о результатах напечатания материалов.

Справедливо ополчаясь на всяческие недостатки, мешающие быстрому выращиванию кадров, «Губахинский рабочий» все же допускает однобокость. Он не разоблачает отсталых настроений, чуждых влияний, иногда попадающих в среду рабочих. Разве не поучителен в этом смысле тот факт, что часть выпускников школы ФЗО на одной из шахт самовольно оставила работу.

Об’ясняя этот факт общим рассуждением об отсутствии заботы о молодежи, газета не вскрывает глубоко причины нарушения трудовой дисциплины, не указывает конкретных виновников, дезорганизаторов.

Березниковский «Ударник» в последние полтора месяца, также шире и разнообразнее освещал важнейшую тему воспитания новых кадров рабочего класса. И эта газета, исправляя свои прежние упущения, в центр внимания поставила вопросы производственного обучения. Этому посвящены три передовые статьи, много заметок о положительном опыте и недостатках учебы. Во весь голос говорит газета и о запущенности в общежитиях, решительно требуя призвать к порядку руководителей, прячущих свою преступную бесхозяйственность за трудностями войны.

Немало места, в отличие от «Губахинского рабочего», уделяется политическому воспитанию поколения, особенно молодежи. Но материалы эти разрозненны, не бьют в одну цель. Мы не найдем ни одной передовой статьи на эту тему, хотя отдельные факты, о которых сообщала газета, нуждаются в политическом обобщении. 21 ноября в газете появился тревожный сигнал о том, что на заводе, где директором т. Грачев, новички прогуливают, опаздывают, спят на работе. Но почему-то всю вину за это возлагают на администрацию, ни словом не упомянув о роли партийной и комсомольской организаций, профсоюза, о силе общественного воздействия.

Глубокого, продуманного, последовательного освещения вопросов политического воспитания новых кадров рабочего класса не хватает обеим газетам, и не только им. Шире пропагандировать самоотверженность в труде, подымать на щит людей, смело преодолевающих трудности новой профессии, непримиримо разоблачать иждивенческие, отсталые настроения, не бояться острых вопросов, а наоборот, вести наступательную политику — вот что особенно нужно газетам. Продолжая внимательно следить за ходом производственного обучения, не

упуская из виду забот о бытовом обслуживании, воспитывая пополнение в духе безграничной любви к родине, — наши газеты помогут новым рабочим быстрее и лучше выполнить свой патриотический долг.