Авантюризм немецких генералов в использовании танковых войск

Гитлеровская банда, вероломно напавшая на нашу Родину, бросила в бой громадное число танков, мотопехоты и моторизованной артиллерии. Фашисты рассчитывали одним «молниеносным» ударом сломить сопротивление Красной Армии. Однако налетчики жестоко просчитались. Все их авантюристические «теории» танковой войны потерпели крах.

Разгром фашистского полка у Р., 39-го танкового корпуса под М. и 8-й танковой дивизии у Острова произвел ошеломляющие впечатление в Германии. Никогда еще фашисты, привыкшие к легким победам, не встречались со столь упорным и мужественным противником.

Бросая в бой мотомехвойска, фашистское командование исходит из пресловутой идеи бронированного кулака, который якобы способен мгновенно распространить свое влияние на большую оперативную глубину, разрезать фронт, нарушить управление, дезорганизовать тыл. Гитлеровские генералы полагают, что этот всеспасительный кулак позволит им окружить основную группировку противника и бить ее по частям во взаимодействии с наступающей с фронта пехотой.

Отсюда—главная ставка на темп продвижения мотомехвойск. Ради высокого темпа продвижения фашисты идут и на чрезмерное удлинение боевых порядков, и на отставание тылов, и на известные перебои в управлении. Ясно, что этот оперативный авантюризм имеет лишь одну цель — морально воздействовать на противника, подорвать его веру в свои силы. Но то, что удавалось обер-головорезам из шайки Гитлера на полях Польши и Франции, где они не встречали должного сопротивления, терпит крах в войне с Советским Союзом. Первый месяц танковых боев со всей очевидностью показал, что в стремлении огульного продвижения вперед вражеских мехчастей заложено начало конца гитлеровской «стратегии».

Повадки гитлеровцев-— взять противника на испуг, ударить из-за угла—находят свое отражение и в тактических приемах фашистских мотомехвойск. На главных. направлениях обычно действуют сильные группировки из танковых частей, мотопехоты и артиллерии, на второстепенных направлениях — небольшие подразделения, численностью в три- ‚ пять танков, одна-две машины с пехотой, несколько мотоциклов и одно- два орудия. Сильные механизированные группировки, как правило, движутся вдоль шоссейных дорог, развертываясь для боя из походных колонн.

На марше и в бою впереди мехсоединения действует разведывательный отряд или разведывательная группа, состоящая из мотоциклетных, танковых и моторизованных подразделений и орудий противотанковой артиллерии. Разведка стремится установить местонахождение противника, определить состояние пути, организовать службу регулирования. При столкновении с нашими частями фашистская разведка пытается деморализовать красноармейцев, создать видимость высокого наступательного порыва, Поскольку, однако, это в подавляющем большинстве случаев не удается, разведка старается как можно быстрее обойти противника, избежать боя.

Главные силы танковой дивизии строятся в несколько эшелонов, причем каждый такой эшелон включает в себя все виды механизированных и моторизованных средств. Сам эшелон в свою очередь делится на подэшелоны—тяжелые, средние и легкие танки. Эшелон сопровождается группой противотанковой артиллерии: при появлении наших танков она первая принимает на себя удар и огнем с места прикрывает развертывание остальных танков. Танковая дивизия движется либо одной, либо двумя колоннами. Таким образом, танковые дивизии составляют первый оперативный эшелон фашистских механизированных войск. Во втором оперативном эшелоне находя моторизованные дивизии.

Кидаясь, очертя голову, немецкие мотомехвойска подчас не считаются с наличием сильных группировок противника в стороне от них. Как видим, здесь та же надежда на панику в рядах обороняющихся, то же стремление победить шумом и треском. Наши войска быстро разгадали гнусные приемы фашистов. Перерезая, например, длинную, но тонкую броневую нить врага, отделяя фашистские танки от мотопехоты, советские воины беспощадно истребляют танки, прорвавшиеся вглубь. Именно так был разгромлен 39-й танковый корпус.

Во время боев установлено, что немцы избегают открытой встречи е советскими танкистами. При вынужденном столкновении с танковыми частями Красной Армии фашисты, даже имея иногда превосходство в силах, быстро поворачивают назад, уходят в противотанковые районы, занимают там оборону и ведут огонь с места. Нередко фашисты прибегают к такому провокационному маневру: оставив для прикрытия противотанковую артиллерию, танки уходят в новом направлении, стремясь выйти в тыл нашим танковым частям. Чем кончаются подобные уловки, видно на примере боя в районе Б. До двух танковых дивизий противника, не выдержав удара наших частей, уклонились от начального направления и поспешили укрыться в противотанковом районе. Советские танкисты и летчики в тесном взаимодействии обнаружили колонну и разгромили ее.

Стремясь во что бы то ни стало продвигать вперед мехчасти, враг рассчитывает на помощь авиации и мелких парашютных групп. Немецкие генералы спят и во сне видят как эти группы во время наступления на Францию парализовали работу тыла, нарушили управление войсками и тем самым дезорганизовали французские войска. Увы, теперь положение совершенно иное. Наши истребительные отряды совместно с населением успешно борются против парашютистов-диверсантов, беспощадно истребляют их. Не оправдалась и ставка фашистских головорезов на мелкие партии, состоящие из танков, бронемашин, мотоциклов, противотанковых орудий и мотопехоты. Обычно эти партии рассеиваются еще до проникновения в наш тыл.

Большие потери в танках и все возрастающие трудности пополнения этих потерь. вынуждают, фашистское командование изворачиваться, идти на всякого рода жульнические махинации. Часто в состав моторизованной пехоты включаются несколько танков, а все грузовые машины маскируются под танки. Были случаи, когда за первым эшелоном танков наступал второй эшелон... танковых макетов. Гитлер, видимо, надеется таким образом компенсировать потерю тех тысяч фашистских танков, которые превращены нашими снарядами в груду развалин.

Каждый шаг фашистов стоит им больших потерь в технике и в людях. Недалек тот час, когда Красная Армия нанесет окончательный удар врагу.

Полковник А. КУКУШКИН, «Красная звезда».