О некоторых вопросах повышения производительности труда

В условиях ожесточенной войны советского народа с фашистскими бандами вопросы производительности труда приобретают совершенно исключительное значение. Задача все большего увеличения помощи фронту и непрерывного роста производства не могут сейчас решаться за счет увеличения оборудования или прироста рабочей силы. Следовательно, вопросы максимального использования оборудования и увеличения выработки каждым рабочим, т. е. вопросы роста производительности труда в значительной мере определяют сроки нашей окончательной победы над ненавистным врагом.

Что же нужно для разрешения этой важнейшей задачи?

В. И. Ленин в «Очередных задачах советской власти» указывал, что для под’ема производительности труда, наряду с обеспечением «материальной основы крупной индустрии», образовательным и культурным под'емом массы населения (факторы, которыми наше хозяйство обладает на данном этапе в полной мере), требуется также и «повышение дисциплины трудящихся, умения работать, скорости, интенсивности труда, лучшей его организации...»

Прежде всего о трудовой дисциплине. Зачастую этот вопрос сводят только к снижению прогулов и опозданий. При всей политической и хозяйственной важности этой задачи следует все же выдвинуть внутрипроизводственное использование рабочего времени. Вот несколько цифр по нашему заводу. Количество прогулов и опозданий за последние 4 месяца резко снизилось и составляет ко всему отработанному времени 0,7 процента. Всего же невыходы достигли в октябре 14,9 процента, а в ноябре — 11,4 процента.

За счет чего образовалась такая значительная цифра, которая по отдельным пехам колеблется от 15 до 35 процентов? Наибольшая доля (4,3%) падает на болезни, 1,4%—отпуска, 1.3% — невыходы по уважительным причинам и более 3%—по различным бытовым причинам.

Путь устранения этих потерь— это прежде всего решительное улучшение бытового обслуживания рабочих. Здесь не может быть единых рецептов, но один пример показывает, что может сделать инициатива в этой области.

Когда с наступлением дождливой погоды, например, многие рабочие стали жаловаться на затруднения с обувью, а возможности получения обуви в централизованном порядке не могут удовлетворить потребности завода, родилась мысль об организации обувного цеха. Эта мысль была немедленно реализована, и в настоящее время невыходы паза отсутствия обуви резко снизились, а в ближайшее время будут полностью ликвидированы.

Значительная работа проведена по снижению заболеваемости (один факт создания диэтической столовой дает значительный эффект) и в области улучшения бытовых условий работающих. Однако, надо прямо сказать, в этой области еще больше осталось сделать—и на этом пути может быть «найдено» много тысяч рабочих часов.

Не все еще на заводе усвоили, что производительность труда определяется не только условиями работы на производстве, но в значительной мере и тем, тепло ли у рабочего на квартире, чисто ли в комнате, имеются ли уборные, кипяченая вода и т. п. Все эти факторы для новых рабочих, как и для многих эвакуированных, имеют первостепенное значение.

Громадную роль в использовании рабочего времени играет организация общественного питания. На обед в столовой тратили по 2—3 часа. Много времени и сил ушло на устранение этого серьезного фактора потерь, который не учитывается ни в каких статистических сводках. А вместе с тем опоздание с обеда только на час в день в общем бюджете рабочего времени составляет более 10 процентов. Сейчас на заводе создается ряд цеховых столовых, переоборудуется фабрика-кухня, расширяется количество мест в обеденных залах, установлена система контроля за расходованием , обеденных талонов: они выдаются в цехах ежедневно, что оказало влияние и на сокращение прогулов. Уже в декабре задержки в столовых будут полностью устранены.

Немаловажную роль в борьбе со скрытыми потерями рабочего времени играет и соблюдение элементарной производственной дисциплины. Если бы можно было полностью учесть, сколько часов убивают зря на посторонние разговоры и бесцельное хождение по цеху, на курение, просто на безделье у станка! На большинстве заводов оказались забытыми правила внутреннего распорядка, регламентирующие поведение каждого трудящегося на производстве. Вместе с тем в дни войны, как никогда, требуется не только строго соблюдать эти правила, но и ужесточит их, а главное — довести до сознания новых рабочих.

На нашем заводе правила внутреннего распорядка перерабатываются в соответствии с военной обстановкой, и будут приняты меры для популяризации и безусловного их внедрения.

Серьезнейшим фактором роста производительности труда является умение работать. За три квартала нынешнего года на заводе прошло обучение около половины производственных рабочих. В результате число рабочих, не выполняющих нормы, за последние полгода уменьшилось более, чем на 35 процентов, а среди учеников—почти втрое.

Очень поможет этому организация письменного производственного инструктажа. До сих пор на большинстве заводов на рабочем месте имеется в лучшем случае технологическая карта, в которой не обозначены режимы обработки, нет указаний о рабочих приемах и поведении рабочего до начала, во время и после работы. А такого рода полная инструкция будет содействовать дальнейшему уплотнению рабочего дня. Ведь не секрет, что в отдельных случаях интенсивность труда не только не соответствует задачам военного времени, но иногда находится на уровне ниже довоенного.

Вот, например, суммарные данные дотографии работы 14 револьверщиков цеха т. Ухалова. Вместо регламентированных 4 процентов потерь рабочего времени (на организационно-технические нужды, отдых и другие личные причины) фактические потери составляют 22,4 процента. Из них на получение инструмента, простои из-за отсутствия материала или инструмента, сшивку ремней, наладку стонка и пр. уходит 13.9 процента, вместо 2 процентов, на посторонние разговоры, хождения по иеху, опоздания с обеда и пр.—5,7 процента.

Анализ этих потерь, характерных и для других цехов завода (и для очень многих заводов), указывает и на отсутствие должной борьбы за уплотнение рабочего дня и на недооценку правильной организации труда. Мы не всегда отдаем себе отчет в том, как дорого обходится нам невнимание к этим вопросам.

Основным законом организации труда является четкое разделение труда, отделение вспомогательных операций от основных, обеспечение максимального уплотнения и непрерывности производственного процесса, активизация его обслуживания, увеличение фронта работ. Стахановское движение, особенно такие его формы, как многоступенчатое обслуживание, совмещение профессий и пр., лучше всего подтверждает эти положения.

Но реализация этого закона требует таких элементарных условий, как общая упорядоченность организации производства. Не может быть должным образом организован труд в цехе, где нет порядка в планировании, учете и во взаимоотношениях отдельных работников; где промежуточные кладовые не запираются и каждый рабочий берет бесконтрольно все, что ему заблагорассудится; где отсутствует транспортировка деталей в таре и нет никакого внутрицехового транспорта; где не существует должного оформления первичной документации; где отсутствует систематическое обслуживание рабочего места, парит грязь и бескультурье.

Казалось бы, это уж очень элементарные требования. Однако, на производстве, где особенно действует сила привычки (о которой Ленин говорил, как о «страшной вещи»), — несмотря на ясность и простоту проблемы, дело оказывается очень сложным. На каком заводе не занимались этими вопросами? Но кто может сказать, что они полностью разрешены? Когда людям об’яснишь, в чем дело, все соглашаются и начинают наводить порядок. Но пройдет месяц, другой, и все повторяется сызнова: грязь и беспорядок оказываются действительно страшной вещью.

В условиях военного времени преступно мириться с таким положением, ибо здесь заложены корни недостатков организации труда, тормозящих рост его производительности.

Важен вопрос о правильной постановке технического нормирования. За последние годы нормировочная работа на заводах ухудшилась. До сих пор нет ни четкой методики, ни практических руководств в этой области. Нормирование не перестроено в соответствии с требованиями военного времени. А как это было бы полезно, видно хотя бы из того, что только за одни третий квартал в результате приведения норм в соответствие с технологией, внедрения и корректировки расчетных норм, нормированная трудоемкость по заводу в целом снизилась на 14,2 процента.

Зачастую упускается из виду такой мощный рычаг роста производительности труда, как организация заработной платы. Твердая тарифная дисциплина имеет не только экономическое значение, но и позволяет вводить различные поощрительные системы оплаты.

Громадная роль в выявлении и реализации резервов производительности должна принадлежать общественности. К сожалению, на заводе нет, например, комиссии по заработной плате при завкоме и цехкомах. Нерегулярно и не во всех цехах созываются производственные совещания, эти своеобразные стахановские школы. Не созданы до сих пор производственно-товарищеские суды, которые могли бы стать могучим средством воспитания рабочих, особенно молодежи и вновь пришедших на производство.

В коллективе завода инициатива бьет ключом. Каждый советский патриот хочет своим трудом максимально помочь фронту. Но зачастую эта инициатива включается на холостой ход только из-за того, что не получает должной поддержки. Особенно это относится к заводской комсомольской организации, которая стоит вдали или принимает формальное участие в такого рода мероприятиях.

Велики резервы производительности труда, широки возможности их использования. Вопрос сводится к осуществлению имеющихся возможностей, мобилизации для этого всего коллектива, вовлечению в борьбу за высокую производительность не только администрации, но и общественности.

Ил. КАСИЦКИЙ - зам. директора Н-ского завода.