Решающие дни навигации

В октябре 1918 года, в решающие дни навигации, В. И. Ленин писал: «Преступно не использовать немногих дней до закрытия навигации. Необходимо напрячь все усилия для вывоза максимума нефтяных и продовольственных грузов на верхние плесы Волги». По поводу навигации 1920 года Ленин говорил: «...На теперешнюю водную кампанию вся республика, вся советская власть, все существование рабоче-крестьянской власти возлагают задачи исключительной, величайшей важности».

Вот так остро ставил вопрос Владимир Ильич о речных перевозках в тяжелые для нашей страны дни в 1918 и 1920 годах. Теперь, в суровую для советской родины годину, слова Ленина приобретают огромное государственное значение.

По многочисленным рекам нашей страны—Волге, Каме, Оке, Северной Двине. Амуру, Иртышу, Оби, Лене, Енисею, Печоре, Аму-Дарье и другим большим и малым водным артериям днем и ночью идут караваны судов с нефтью, углем, рудой, хлебом, лесом, с военными грузами.

Навигация вступила в решающие дни. Дело чести советских речников—как можно дольше продлить ее, чтобы но только выполнить государственный план резных перевозок, но и перевыполнить его и образцово подготовить флот к зимовке в любых условиях.

Опыт передовых коллективов речников показывает, что любой судоходный участок и порт, любое судно, любая пристань могут работать гораздо лучше, чем они работают сегодня. Горьковский порт, например, проделал огромную работу по перевалке грузов с железной дороги на суда и с судов на железную дорогу. Но в решающие дни навигации он может и должен сделать еще больше. Нужна лишь еще более четкая организация дела. Механизмов в порту достаточно. Рабочей силой порт обеспечен полностью.

Благодаря повседневной помощи водникам московских партийных организаций в сентябре некоторых успехов добились речные порты Москвы и Московской области: план погрузки и выгрузки они выполняют изо дня в день; производительность труда в портах держится на уровне выше ста процентов установленной нормы. Задача речников и лесозаготовителей — максимально ускорить темпы доставки дров в столицу, используя для этого все имеющиеся резервы, все возможности.

Серьезное опасение внушает состояние перевозок по Камо. Пятая часть сентябрьского плана перевозок Наркомречфлота падала на Камское пароходство. Уголь, руда, соль, лес, хлеб и ряд других видов грузов плут по Каме, но продвигаются они медленно, планы не выполняются. Крупнейшая камская пристань Молотов обеспечена рабочей силой более чем на 100 процентов. Однако вследствие плохой организации дела и недисциплинированности многих работников производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах не достигает даже пятидесяти процентов установленной нормы.

Знает ли об всем этом Молотовский обком партии и почему он на принимает решительных мер для того, чтобы выправить положение на Каме?

Одной из важнейших задач работников речного флота в настоящее время является перевод максимального количества судов с жидкого топлива на дровяное. Там, где за это дело взялись по-настоящему, достигнуты успехи. Не везде, однако, понимают всю важность этой задачи. В том же Камском пароходстве переведено на дровяное отопление незначительное количество судов.

Когда у водников не ладится дело, они обычно сваливают вину на клиентуру: «Клиентура не подвезла грузы», — говорят водники. Доля правды тут, несомненно, есть: иные клиенты, особенно лесозаготовители, сильно подсолят водников. Но верно и то, что водники не борются по-настоящему за своевременную доставку им грузов. Это — старая болезнь водников, от которой пора отрешиться. Надо резко и решительно ставить вопрос о неисправных клиентах. Партийные организации, суд и прокуратура всегда в таких случаях поддержат водников.

Сейчас для речного транспорта наступила напряженная пора усиленных перевозок хлеба нового урожая. Пока реки не встали, хлеб надо вывезти из глубинных пунктов. Водники не должны сидеть сложа руки в ожидании подвоза хлеба к пристаням, а принимать решительные меры. С мест уже поступают сведения о том, что, например, пункты погрузки Средне-Волжского пароходства по вине хлебозаготовителей сидят без хлебных грузов. В горячие дни навигации баржи простаивают! Привлечены ли к ответственности виновники этого безобразия?

В сентябре неудовлетворительно выполнял свои обязательства перед водниками. Наркомлес СССР. Нарком тов. Салтыков неоднократно заверял водников в том, что лесными грузами он их обеспечит. Что же оказалось на деле? В сентябре Наркомлес пред’явил Камскому пароходству плотов менее пятидесяти процентов месячного плена. А ведь Кама — основная артерия лесосплава. Чего же стоят после этого заверения тов. Салтыкова?

Успешно закончить навигацию—это значит:

установить тесный деловой контакт речников и клиентуры;

заблаговременно подвезти для фабрик и заводов зимние запасы топлива, сырья, леса и материалов;

заблаговременно доставить дрова нашим городам и промышленным центрам;

заблаговременно подвезти к элеваторам и складам зерно, картофель, овощи;

сработать так, чтобы на пристанях и в пунктах отгрузки не осталось ни одного килограмма неотправленного груза;

организованно поставить суда на зимовку и готовить их к навигации будущего года.

Не исключено, что в военное время некоторые суда могут зазимовать вдали от ремонтных баз. К этому тоже надо быть готовым.

Быть готовым к зимовке в любых условиях, в любом отстойном пункте — это прежде всего означает добиться хорошего и отличного технического состояния судна.

Товарищи речники! Многие из вас высоко держат боевой вымпел второй военной навигации. В низовьях Волги коллективы судов и пристаней показывают примеры трудового героизма и мужества на своих постах. Они стоят плечом к плечу с героическими защитниками Сталинграда у подступов к великой русской реки. Берите пример с ваших боевых друзей! Больше организованности и дисциплины! Больше перевозите грузов в решающие дни навигации!

«Правда», 6 октября.