СТИЛЕМ ФРОНТОВИКОВ

Обычный рабочий день Павла Сапегина закончился. Он вытер тряпками руки, переодел спецовку и направился в комнату комсомола. После собрания секретарь просил его остаться еще на несколько минут, объясняя ему, что есть весьма неотложное дело.

— Ты, Павел всегда был моим советчиком, — начал секретарь разговор.— На, этот раз мне тоже нужен твой совет. Вот, почитай. — И Колчанов подал Сапегину свежий, но уже потертый номер газеты.

Павел, не отрываясь, прочитал обращение фронтовиков к комсомольцам, работающим на заводах и фабриках, в колхозах и учреждениях.

— А, что если мы, — заявил Колчанов, — по опыту других создадим на заводе первую фронтовую бригаду и тебя поставим бригадиром? Как, ты, не возражаешь?

— Возражать что? Вот, ребят тут надо подобрать крепких, выносливых.

Уходя из цеха, Сапегин всю дорогу размышлял о будущей бригаде. Призыв фронтовиков к выпуску дополнительной продукции Павел принял как самое неотложное дело, как наказ. На следующий дёнь он уже составлял с секретарем список фронтовой бригады, беседовал с каждым о целях задачах на ближайшее время.

— Смотри, Татьяна, — объяснял Павел работнице Кольцовой, — по своим возможностям решай. Если трудно будет по семейным обстоятельствам работать в нашей бригаде, тогда, так и скажи. Считаться со временем нам не придется. Сколько потребуется, столько и будем работать. Учти, бригада будет фронтовая.

Татьяна Кольцова, Зоя Мальцева, Екатерина Ральникова, Валентина Москаленко и Вера Старкова, были удостоены высокой чести — они были зачислены в первую фронтовую бригаду на заводе, где директором тов. Быховский. Работать начали напряженно, четко, как в воинском подразделении, цех имел специальное задание, на котором фрезеровщикам пришлось выдержать первое испытание.

Экзамен был сдан на отлично.Вся бригада выполнила повышенный месячный план на 142 процента. Правда, опытным станочницам приходилось в те дни поминутно смотреть за работой начинающих фрезеровщиков, впервые взявшихся за самостоятельное управление станком, помогать в настройке деталей, чтобы не было отступления от чертежей. Но и Мальцева, и Москаленко, и бам бригадир Сапегин умело выкраивали время для кропотливого воспитания своих товарищей.

Сегодня уже многие из этих учеников сами стали учителями.

Молодые фрезеровщики охотно передают приобретенные недавно навыки новичкам из других бригад. И у них учатся как у взрослых, квалифицированных рабочих.

- У таких, как Зоя Мальцева и Катя Ральникова, говорит бригадир, — могут позаимствовать опыт и смекалку фрезеровщики с десятилетним стажем.

Бригадир прав. Стахановка-комсомолка Ральникова, только три месяца стоящая за станком, ежемесячно выполняет по две с лишним нормы. 28 апреля в честь первомайского праздника она установила рекорд на обработке одной детали, при норме 22 штуки она обработала 52. До последнего времени на этой операции больше 30 деталей никто не давал. `

Остальные члены фронтовой бригады Сапегина работают с таким жа комсомольским задором. Конечно, каждый по-разному добивается успеха, но от среднего бригадного показателя производительности принято не отступать. Валентине Москаленко и другим станочницам, имеющим, как говорят в цехе, особенный характер, приходится расставаться со своими старыми привычками. Москаленко по квалификации одна из лучших в бригаде, однако, она привыкла, чтобы ей выдавали каждую смену новые фрезы. Только при всем новеньком обеспечивала высокую выработку.

Такое отношение к расходованию ценного инструмента в бригаде сразу же осудили. Сказали, что добиваться двойной производительности надо не путем излишеств в потреблении инструмента, а за счет усовершенствования технологии, быстрей настройки станков и полной загрузки оборудования. Сейчас без крайней надобности фрезы никто не меняет, даже Валя Москаленко старается пропустить лишнюю деталь под старым фрезом.

Работать быстро, качественно и экономно стало повседневным правилом фронтовой бригады. Павел Сапегин, как придирчивый хозяин, проверяет своих станочников, дает им советы как оберегать инструменты при обработке деталей на увеличенных скоростях. Контролем дело не кончается. Сапегин учит фрезеровщиков самих восстанавливать поношенный инструмент, прививает им чувство хозяйской заботы о6о всем бригадном имуществе.

Может быть, по устойчивым показателям, которые ежемесячно растут, или по четкости работы и качественным измерителям, но в цехе тов. Струнникова при упоминании фронтовых бригад первым долгом называют бригаду Павла Сапегина. Они действительно заслужили такой похвалы. Однако, судя по последним результатам, Сапегина перегонял одно время комсомолец Жуланов со своей фронтовой бригадой. В этой бригаде довели в марте среднюю производительность до 215 процентов. Павел сначала не поверил секретарю комсомола, когда тот сообщил ему об этом. А потом пошел к станкам, проверил ежедневные таблички и сам поздравил Жуланова с победой.

— В апреле мои девчата твердо решили тебя опередить, — сказал на прощанье Павел. — Даю комсомольское слово, что так и будет.

— Обиделся, видать, парень? — спросил Жуланов станочников.— Но ничего, завтра будет работать еще крепче.

Соревнование фронтовых бригад приняло с того дня более оживленный характер. Сапегин в конце смены сравнивал показатели фрезеровщиков Жуланова со своими и молча уходил. На следующий день повторялось то же самое. В апреле бригада Павла выполнила досрочно несколько специальных заданий, не имела брака в работе. Прежний высокий показатель Жуланова остался позади, Сапегин вернул бригаде звание передовой по всему заводу.

В ТИУНОВ.