Лермонтов-патриот

Москва, Москва!... Люблю тебя как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

(М. Ю. Лермонтов).

В дни, когда весь народ Советского Союза ведет великую священную отечественную войну, когда он борется с злейшим врагом всего прогрессивного человечества -— кровавым фашизмом, в дни, когда самолеты врага совершают бандитские налеты на самое сердце нашего отечества — Москву, слова поэта, исполненные любви к своей родине, особенно волнующи.

Величавый Кремль в творчестве М Ю. Лермонтова, выступает как символ неприступности России, символ силы русского народа. Патриотическая тема в целом ряде стихотворений Лермонтова развивается на материале отечественной войны 1812 года. К таким относятся: «Наполеон» (1822 г.), «Наполеон» (1830 г.), «Св. Елена», «Воздушный корабль»; «Последнее новоселье», «Поле Бородино», «Бородино».

С гневным упреком обращается поэт к Наполеону, обольщенному легкими победами в Западной Европе, во имя ложной славы нарушившему покой русского народа.

Зачем он так за славою гонялся?

Для чести счастье презирал?

С невинными народами сражался?.

И скипетром стальным короны и разбивал.

Зачем шутил граждан спокойных и кровью?...

С патриотической гордостью русского человека, которому дорога родина, ее свобода и независимость, покой и счастье своего народа, говорит поэт о неизбежной справедливой победе храброго, воинственного русского народа над Наполеоном.

Но... воин дерзновенный!

Ты побежден московскими стенами.

Эти слова поэта сегодня могут быть обращены к зарвавшемуся подлому Гитлеру. «Гитлеровская фашистская армия может быть разбита и будет разбита, как были разбиты армии Наполеона и Вильгельма». Враг будет побежден. Залогом победы являются мужество и героизм нашей доблестной Красной Армии и Красного Флота, самоотверженная, честная работа граждан Советского Союза в тылу.

М. Ю. Лермонтов в стихотворениях «Поле Бородино», «Бородино», в отличие от всех других, перечисленных мной выше, в которых в центре внимания поэта самый образ Наполеона, патриотическую тему реализует непосредственно при помощи изображения событий и мужества, проявленного русским народом в битве на Бородинском поле. «Поле Бородино» было написано еше в 1830г. в форме монолога, сохранившего следы стиля древних од и представляет собой гимн, где воздается слово русскому народу. В «Бородино» же, в форме рассказа старого служаки, поданного в реалистическом разговорном, народно-поговорочном стиле, показан могучий дух русского народа, его героическое сопротивление врагу, которое действительно было проявлено в сражении при Бородино, когда русские крестьяне поднялись вооруженные вилами, кольями, ножами, охотничьими ружьями.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана.

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина».

Поэт прекрасно передал боевое настроение солдат, их готовность проучить врага:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

Воплощая в художественных образах борьбу русского народа за независимость своей родины, Лермонтов показал, что ему было свойственно чувство подлинного народного патриотизма. Патриотизм Лермонтова носит национально-освободительный характер. Поэт с сочувствием относится ко всем угнетенным народам, он приветствует в поэме «Корсар» борьбу за свободу, за независимость греческого народа, стонущего под игом варваров. О показывает справедливое выступление против угнетения невольниц — гречанки Заиры и испанки Гюльнары в поэме «Две невольницы», страстную любовь к родине в поэме «Литвинка». Среди кавказских поэм Лермонтова есть небольшой лирический набросок «Беглец», где поэт заклеймил позором трусость, назвал измену родине самым тяжким преступлением человека. Гарун позорно бежал с поля брани, где смертью честных пали его отец и братья. Гаруна не принял к себе больной умирающий друг Селим, он не нашел в своем сердце жалости для труса.

«Ступай — достоин ты презренья,

Ни крова, ни благословенья

Здесь у меня для труса нет».

Гарун не смеет показаться на глаза своей возлюбленной, он бежит прочь, услышав слова ее песни.

«Своим изменивший

Изменой кровавой,

Врага не сразивши

Погибнет без славы»,

Не мог найти сожаление Гарун и в сердце матери. Седая старуха, мать, потерявшая мужа и всех других сыновей, величественно и страшно отвергает любимого младшего сына, как изменника и труса, опозорившего ее седины, забывшего, свой долг перед матерью-родиной, не сумевшего отомстить за раны братьев и отца.

Тема патриотическая, тема величайшей народной гордости, всегда органически сливается у Лермонтова с критикой современных ему политических порядков и общественных нравов, с требованием свободы, с готовностью отдать себя для борьбы за свободу, со страстным желанием активно вмешаться в жизнь, действовать. В этом легко убедиться, обратившись к его стихам «Жалобы Турка», «30 и 10 июля 1830 г.», «Отрывок», «На смерть поэта», в поэмам «Мцыри», «Демон» и др.

Любовь к родине, к народу, составлявшая подлинное содержание лермонтовского патриотизма, в условиях эксплоататорского общества должна была неизбежно сочетаться с ненавистью к существующему строю, что и сказалось в большом числе произведений поэта.

Только в нашем советском обществе действительным патриотом является человек, бесконечно любящий свою страну и свое правительство, человек, способный отдавать свою жизнь на благо народа. Личные интересы советских людей не могут противостоять друг другу.

Истинный патриотизм проявляет советский народ, грудью вставший на защиту своей Родины, идущий в бой за Родину, за Сталина, за честь, за

славу, за счастье народа. Каждому советскому патриоту созвучны слова поэта, обращенные к Московскому Кремлю, символу величия и славы русского народа: |

«Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским велианом,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришелец. Ты вздрогнул, он упал!

Вселенная замолкла... Величавый,

Один ты жив‚ наследник нашей славы.

М. ОЖЕГОВА - доцент Молотовского пединститута.