Поэт-Воин

Великий русский поэт горячо любил свою родину и мечтал об освобождении ее от позора политического и национального угнетения. Он нетерпеливо стремился перейти от мечтаний и слов к делу, к непосредственной борьбе не на жизнь, а на смерть за свободу своего многонационального народа, он жаждал боевой обстановки и выражал радостную готовность погибнуть за дело своей родины. Он с детства впитал героические предания войны 1812 года и трагедии декабризма и хотел быть достойным последователем их героев. По своей натуре Лермонтов не только поэт, но и боец в прямом смысле слова. Недаром он в самый решительный период формирования своей личности, на восемнадцатом году жизни, круто изменяет свой жизненный путь и избирает военную карьеру. Значение этого перелома в биографии писателя недооценивается, а между тем именно в нем реализуется та мечта, которой пронизан поэтический дневник юноши-поэта: он явно вооружается для героического гражданского подвига, требующего не только силы слова, но и силы клинка и пули.

Все отрицательные ‚стороны николаевской военщины для него были более чем ясны, и он заранее с отвращением говорил о них, но образ воина, без колебания, с презрением к смерти отдающего свою жизнь за счастье родины, выражал заветные стремления юного поэта. Он писал своим друзьям: «Важная новость: до сих пор я жил для литературной карьеры... и вот теперь я - воин... Если начнется война, клянусь богом, что всегда буду впереди».

С особенной силой изобразил Лермонтов героев отечественной войны в рассказе старого артиллериста в Бородинском сражении, который заучивают всё наши школьники, впитывая героический, дух своего народа.

Какая воля к победе, рождающая презрение к смерти, звучит в словах, действительно. сказанных генералом Дохтуровым и в ответе бойцов: «Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»,

Но не только в произведениях, посвященных прямому изображению боевых эпизодов, выражается героическая натура Лермонтова. Его «Парус», созданный как раз перед поступлением поэта в военное училище, в начале его поэтического поприща, говорит о воинствующем гражданине, который, подобно парусу, живет полной жизнью только в бурю, который не только не страшится бури, но призывает ее:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой».

Преданность Лермонтова идеалам политической свободы и подлинного патриотизма, его горячее стремление отдать жизнь в боевой борьбе за свою родину, за свой народ, его бесстрашие, презрение к смерти, рождаемое волей к победе, все это роднит его с народной массой, с ее величайшими представителями.

Недаром «Песня о Буревестнике» Горького вся напитана лермонтовскими мотивами. Лермонтовский мятежный парус, который «просит бури», продолжал жить в горьковском кличе: «Пусть сильнее грянет буря» и в его лозунге: «Безумству храбрых поем мы песню!»

Героическое бесстрашие «буревестников» русской литературы находило высшее развитие в ленинских, словах о презрении к смерти во имя великого дела жизни, сказанных им в статье «Уроки московского восстания». «Массы должны знать, что они идут на вооруженную, кровавую, отчаянную борьбу. Презрение к смерти должно распространиться в массах и обеспечить победу».

Именно об этом презрении к смерти, которое рождается волей к победе и которое является основной чертой наших бойцов героической Красной Армии, говорят ежедневные сводки Советского Информбюро.

В эти дни, когда мы отмечаем столетие со дня гибели Лермонтова, наши герои-бойцы фронта и тыла отстаивают и отстоят от фашистских варваров нашу родину-мать, нашу честь, нашу культуру.

В. БУДРИН —

доцент Молотовского пединститута.


|