Книга о молодых душах
Их много, очень много—этих ребят, ленинградских и московских, спасенных в глубоком тылу от встреч с жестокостями, беспощадной войны. Не одну тысячу этих детей пригрела и обласкала и Молотовская область, открывшая перед ними двери своего заботливого дома. Жизни и души маленьких и юных советских граждан взял под свою охрану народ, большевистская партия, государство, потому что Родина наша—страна воинствующего, непреклонного гуманизма и товарищества, страна дружбы и любви, и первым, кому отдает нежно она эти освященные жизнью чувства, | — нашим детям.
Война наша — это большая смерть во имя высокой жизни. Придут Гомеры и Толстые и воспоют перед новым, освобожденным человечеством величественный и страстный эпос наших годов, трагедию и славу народов, защитивших мир от омерзительной и трижды ненавистной фашистской тирании. Праздник победы над ней будет ликующим и длительным как сама жизнь. И на этот праздник жизни, завоеванной кровью, ратным подвигом и трудом родителей, придут дети—продолжатели святого дела восстановления своей отчизны. Им не на что будет роптать, им не взглянуть на мир и на свое прошлое «с усмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом» (а именно это ждет их неповинно-несчастных ровесников на закованной сейчас в рабство гитлеровской земле), они принесут с собой волю к созиданию и уверенность в своем собственном счастье. Спасенные во время войны, они благословят своим трудом завоеванный мир. Так будет.
Они не вырастут Иванами, не помнящими родства — кровного и социального. Память сыновьей благодарности сохранит им бесконечно любимый образ защитника-отца, нежной и преданной матери или другой русской женщины, вставшей на материнское место самоотверженной заботы и бескорыстного служения, ревностный труд советского транспортника, умчавшего их из шумной зоны смерти, сохранится память о зорких часовых души и тела — русском педагоге и враче, не покладая рук выхаживавших маленьких граждан большой республики, о колхозном люде, принявшем под свой гостеприимный крови к своему хлебному столу. И широкую ласку государства, ласку открытого настежь для них большого и горячего сталинского сердца, бережно и трепетно сохранят в своих ответно-любовных сердцах наши дети.
Вывезенные из родных городов, охваченных фронтом войны, они ведут теперь необычную и непривычную для себя жизнь. Биография каждого такого ребенка и школьника формируется отнюдь не так, как это происходило бы до войны. А вместе с биографией—и характер, психика, навыки, чувства, склонности. Возможны потери, чего-то ценного, свойственного ранее этим ребятам (надо стараться всячески эти потери довести до минимума), с другой стороны приобретется, безусловно, новое качество в поступках и поведении этих детей.
Среди многочисленных памятников отечественной войны, по которым она будет жадно изучаться и нами, современниками, и будущими поколониями, жизнь и характеры сотен тысяч эвакуированных детей и тех взрослых, кто посвятил себя этому священному делу спасения и воспитания молодого советского племени, — будут занимать особое, не последнее место среди свидетельств наших народных побед. Этот же человеческий материал щедро должен обогатить педагогическую и художественную литературу. И не только послевоенную, но, убеждены мы, и текущую, наших дней. Даже беглое ознакомление с бытом и поступками эвакуированных ребят дает богатейшую творческую пищу для педагога и литератора, а более тщательное и активное изучение этого чрезвычайно ценного, своеобразного и нового жизненного материала сулит создание не одной книги или пьесы, которые уже сейчас стучатся в двери современной литературы и театра. Отыскание нового—вот что в свое время принесло славу и заслуженный читательский интерес «Педагогической поэме» и «Флагам на башне» А. С. Макаренко—блестящего педагога-новатора и смелого писателя. Ребята наших дней—не менее интересный и общественно-весомый материал для советских писателей.
Прямая обязанность всех нас, обязанность благородная и благодарная, подкрепить литературным трудом возникшую в облисполкоме инициативу создания большой книги о жизни эвакуированных детей. Такая книга должна быть написана! Книга, мыслится мне, равноправных литературных жанров, в которой интересный и характерный документальный материал будет соседствовать с повестью или рассказом, пьеса—с журнальными наблюдениями педагога, литературный очерк—с дневником и стенгазетой школьника, фольклор-с новеллой и беседой, воспоминания о первой вражеской бомбежке и первом дне в эвакуационном эшелоне—с балладой и лирическими стихами, юморе драматическими эпизодами.
Сколько примечательных и по-новому раскрывшихся людей можно будет отметить и запечатлеть в такой книге! Не будем же откладывать в долгий ящик ее осуществление. Начнем теперь же стройку одного из памятников освободительной отечественной войны—книгу о молодых спасенных душах.
Михаил КОЗАКОВ.
***
Облисполком одобрил инициативу создания большой книги, посвященной быту и воспитанию детей эвакуированных в Молотовскую область. В связи с этим облисполком организовал специальную комиссию, в состав которой вошли зам. председателя облисполкома т. Г. Н. Белецкий, писатели М. Э. Козаков, М. Л. Слонимский, С. Е. Розенфельд и другие товарищи. Комиссия собирает материалы и намерена привлечь к написанию очерков и рассказов группу писателей и учителей г. Молотова, и области.
Ответственный редактор Н. П. АНИСИМОВ.