Речь Майского при вручении советских орденов английским летчикам

ЛОНДОН, 26 марта. (ТАСС).

25 марта при вручении советских орденов английским летчикам советский посол в Англии Майский произнес следующую речь: «От имени советского правительства, от имей Красной Армин, Красного Воздушного Флота и Красного Военно-Морского Флота сердечно поздравляю четырех храбрых членов королевского воздушного флота с пожалованием им высшего знака отличия СССР — ордена Ленина. Это — достойная награда за проявленные ими мужество, выдержку, боевое искусство, преданность общему делу. Они хорошо дрались с врагом. Они дали прекрасные образцы того, как надо очищать небо от фашистских стервятников. Страна, родившая и воспитавшая их, может по праву гордиться своими сыновьями.

Но это пожалование орденов является вместе с тем важным и многообещающим символом. Четыре члена королевского воздушного флота заработали свои ордена в СССР. Они дрались на нашем фронте. Рука об руку со своими советскими коллегами они бились против нашего общего врага. Советские и британские летчики вместе поднимались в небо, вместе сражались, вместе уничтожали самолеты противника. Они были товарищами по оружию в самом полном и лучшем смысле этого слова. Британские летчики оставили хорошую память о себе среди своих советских коллег и советского населения. В то же время боевое содружество советских и британских летчиков дало пример того, какими должны быть отношения между нашими обеими странами в грозную годину новой мировой войны.

Это особенно важно понять и осознать теперь. Целый ряд симптомов заставляет думать, что война приближается к решающему моменту и что 1942 году суждено стать поворотным пунктом в ее развитии. И если в эти, полные величайшего значения дни товарищество по оружию между союзниками, особенно между СССР и Англией, будет столь же совершенным, как то, которое сложилось между британскими и советскими летчиками на нашем фронте, то все мы сможем смело смотреть в лицо будущему.

Я твердо верю, что военное сотрудничество наших стран в 1942 году будет именно таким. Я верю также, что оно будет построено на правильных принципах. Для этого надо твердо помнить о четырех основных вещах. Первая — это то, что мы ведем сейчас современную войну. Не войну ХIХ века, даже не войну 1914-18 годов, а войну 1939-42 года. Сущность же современной войны состоит в том, что она является как недавно выразился Сталин, войной моторов. Высокая техника современной войны пробивает время и пространство. Быстрота становится лозунгом дня. Операции, раньше требовавшие многих месяцев для своего выполнения, теперь укладываются в несколько дней. Расстояния, которые раньше считались непреодолимыми, теперь покрываются в несколько часов. Тому, кто недостаточно оценивает значение этих огромных перемен, приходится дорого расплачиваться за свое неумение думать и действовать по-современному.

Вторая вещь, которой никогда, нельзя забывать, — это то, что простое арифметическое превосходство одной стороны над другой в населении, территории, естественных богатствах, промышленных возможностях, само по себе еще не гарантирует победы. Конечно, все это очень важно. Однако в борьбе прежде всего учитываются не потенциальные, а фактически мобилизованные ресурсы. В истории можно найти примеры, когда меньшее государство, но с хорошо мобилизованными ресурсами одерживало верх над большим государством, но с плохо мобилизованными ресурсами. Секрет победы состоит в том, чтобы в решающий момент на решающем участке иметь решающее превосходство над противником. Необходимой предпосылкой для этого является наступательный дух в генеральной стратегии войны (включая политическую и экономическую войну). Союзникам не помогут никакие, даже самые грандиозные цифры их потенциальных человеческих, индустриальных и естественных ресурсов, если они не будут мобилизованы с быстротой соответствующей требованиям современной войны, и если союзники не научатся в решающий момент не решающем участке концентрировать силы, превосходящие силы противника.

Третья вещь, которая имеет серьезнейшее значение, - это вопрос об инициативе. На советском фронте инициатива вырвана из рук Гитлера, и мы не собираемся ему эту инициативу возвращать. однако на некоторых других фронтах инициатива все еще находится в руках врага. Вот почему именно враг во многих случаях определяет время, место и темп военных операций. Союзники должны ликвидировать такое положение. Они должны взять инициативу в свои руки. Для этого они должны превзойти противника во всех отношениях. Если противник смел, они должны быть еще смелее. Если противник упорен, они должны быть еще упорнее. Если противник полон наступательного духа, они должны быть еще более преисполнены этим духом. Только так можно притти к победе.

Наконец, четвертая вещь, которую надо ясно осознать, это то, что положение,—будто бы «время на нашей стороне», отнюдь не является аксиомой. Конечно, если бы враг был статичен, а союзники динамичны, время было бы другом союзников. На деле это не совсем так. Союзники имеют огромные ресурсы. Они их быстро мобилизуют, но ведь и противник не стоит на месте. Он завоевывает новые страны, расширяет свою сырьевую базу и свои промышленные возможности. Между обоими лагерями происходит гонка за выигрыш времени. Кто кого обгоняет? Тот, кто проявляет больше смелости, быстроты, решительности. Несомненно, союзники в 1943 году будут иметь больше танков, самолетов, чем имеют их сейчас, но если тем временем враг захватит еще несколько новых территорий - где гарантия, что соотношение сил, в конечном счете изменится в благоприятную для союзников сторону?

Вывод из всего сказанного ясен. Враг ставит ставку на 1942 год. Именно весной и летом этого года он собирается сделать «сверхчеловеческое» усилие, чтобы победить. Задача союзников очевидна: они тоже должны поставить ставку на 1942 год и весной и летом именно этого года сделать свое «сверхчеловеческое» усилие для того, чтобы разбить врага. Такова наилучшая из всех возможных стратегий.

Часто можно услышать: Но союзники еще не закончили своей подготовки. я не знаю был ли в истории какой-либо главнокомандующий, который накануне боя сказал бы, что он вполне к нему подготовлен. Но, если даже допустить, что приготовления союзников еще не вполне закончены, все-таки нельзя отрицать что ими за последние 2 года достигнуты громадные успехи. Все союзники, взятые вместе, уже сейчас имеют все необходимое для победы: войска, самолеты, танки, оружие. Нельзя ждать пока последняя пуговица будет пришита к куртке последнего солдата. Времена слишком грозны. К тому, же история — не тротуар Пикадилли. Иногда приходится принимать бой не в тех условиях, которые желательны, а в тех условиях, которые неизбежны. В этом случае приходится быстро переделывать планы и приспособляться к обстоятельствам. Сейчас именно такой случай. Сейчас решающий момент— 1942 год, решающий участок мирового фронта — СССР. Из этого надо исходить. Если союзники действительно хотят победы (в в этом я не сомневаюсь), то они должны суметь сконцентрировать в данный момент и на данном участке фронта силы, превосходящие силы неприятеля. Как, когда, в каких формах это должно быть, осуществлено - дело союзных штабов. Важно лишь то, чтобы вся работа штабов была проникнута одной мыслью, одним лозунгом —1942 год, а не 1943.

Если, как я твердо надеюсь, союзники пойдут по этому пути, становой хребет гитлеровской Германии будет перебит уже в нынешнем году. Останется лишь добить бешеного зверя. И тогда будущие поколения отметят 1942 год как начало новой и лучшей эпохи в истории человечества».