Поразительные "сходства"

Недоумения читателя начинаются уже с первой страницы брошюры, с предисловия. Предпосланный ему эпиграф из Горького «Начало искусства слова в фольклоре» оказывается нераскрытым. Целевая установка выпуска брошюры остается непонятной. При дальнейшем ознакомлении с брошюрой рушится и последняя надежда: автор не сумел на конкретном материале мифов обосновать и другую глубокую мысль Горького о том, что мифы являются «вместилищем определенной суммы опыта».

В целом вся брошюра оказывается никчемной отсебятиной, едва ли кому нужной, а потому и вредной, а в основном плохо замаскированным если не плагиатом, то полуплагиатом во всяком случае. Немного дешевых красивостей, да и то чаще всего заимствованных, еще больше клея, ножниц—такова технология создания рецензируемой брошюры на столь нужную и интересную тему.*).

Основным «источником» для С. Рыкова послужила книга Н. А. Куна «Что рассказывали дарение греки о своих богах и героях», изд. Учпедгиза, 1937 г., кое-где книга С. И. Радцига «Античная мифология», изд. 1939 г.

«Сходства» в изложении у Рыкова и у Куна поразительны. Они на каждой странице, они и в композиции материала того или иного мифа за теми редкими исключениями, когда Рыков, отступая от страниц «подлинника», вводит в тот или иной миф дополнительные данные, помешенные у Куна в конце книги (миф об Афродите).

Вот некоторые примеры, взятые только для иллюстрации. У Рыкова (стр. 71, миф о Гере): «Ирида—радуга и прелестницы Хариты облачили ее в роскошные одежды»... У Куна (стр. 30): «Ирида и Хариты облекли Геру в роскошные одежды»... Много сходства у Рыкова в передаче эпизода с изложением этого мифа в книге С. И. Радпига (стр. 32). Только для «оригинальности» Рыков заменяет овода мифа шершнем. У Рыкова (стр. 8) Гера «с высокого Олимпа с’езжала на своей дивной колеснице... Колеса колесницы выкованы из чистого золота, спицы—из меди, а вся она—из звенящего серебра. Пара бессмертных коней быстро несла ее по земле. Повсюду разносилось благоухание». У Куна (стр. 31—32): «...в колеснице, запряженной бессмертными конями, с’езжает она с Олимпа. Вея из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы ее сверкают медью. Благоухание разливается по земле»...

Та же «оригинальность» наблюдается в рецензируемой брошюре и в мифах о Гадесе и Афине (ср. стр. 11 и 13 у Рыкова со странницами 28 и 44 у Куна), в частности эпизод о Керах пли о «давящем сне» в мифе о Пане (стр. 34 у Рыкова и стр. 89 у Куна).

И в остальных мифах не церемонится Рыков, заимствуя у Куна не только композицию, но иногда и целые фразы (в мифе об Амфитриде— стр. 9 и 24, о Гефесте и т. д.).

Автора подводят даже ошибки его «оригинала». Он повторяет вслед за Куном, что «Зевс лаской и нежностью усыпил жену (Метис) и проглотил ее». Между тем, в первоисточнике у Гесиода этот миф излагается гораздо тоньше и не так каннибальски. Зевс уговорил Метис превратиться в муху и только после этого проглотил ее, «мудрейшую из богов и смертных», чтобы знать все (Гесиод).

Неблагополучно в брошюре и с об'яснением мифов. Обычно автор кончает плоскими морализующими концовками об «уважении», «преклонении», «о высоком значении» и т. п. общими местами. Но нигде не дано правильного об'яснения образовательного и воспитательного значения мифов, не показано, как сам народ в процессе своего развития облагораживал своих богов «по образу своему и по подобию».

Не удосужился автор указать корни выражений вроде «самовлюбленного Нарцисса», «рога изобилия» и т. и., до сих пор встречающихся в быту и в литературе.

Жаль того юношества, на «живой интерес» которого, судя по предисловию, был рассчитай выпуск. Это жаль вдвойне потому, что столь нужное ценное и высококультурное дело, как знакомство в сокровищницей мировой культуры, чем являются греческие мифы, началось в Молотове с далеко не блестящего полупересказа, полуплагиата.

Доцент П. ТАРКОВ.

*) С. РЫКОВ. Боги Олимпа. Мифы и сказания Древней Греции. ОГИЗ, Молотовское областное изд-во. 1942 г. 35 стр.