Сем. РОЗЕНФЕЛЬД

Скрипка Ойстраха

В прекрасной плеяде советских музыкантов-исполнителей, ярким светом вспыхнувшей в последнее десятилетие, особое место сразу занял Давид Ойстрах.

Его могучее дарование расцвело чрезвычайно быстро чудесным цветом того большого и глубокого творчества, которое с несомненностью определяет крупного художника, мастера предельно высокого класса. Это тем более ценно, что среди участников всесоюзного, а потом и международных варшавского и брюссельского конкурсов он оказался победителем лучших скрипачей мира, представителей многих стран, чьи имена уже звучали, как имена популярнейших артистов современности.

Скромный юноша, сын хористки одесской оперы и мелкого служащего, ученик известного педагога Столярского, Ойстрах, едва закончив консерваторию, в короткий срок покорил мир силой своего великолепного таланта, глубиной художественной индивидуальности, техникой совершенного мастерства.

При первых же нотах скрипки Ойстраха слушателя властно захватывает мощь ее звука, полнота и сочность тона, чистота и предельная законченность фразы, смелость широкого штриха.

Техника Ойстраха ошеломляет потоком искрящихся, сверкающих, горящих звуков, уводящих представление слушателя к далеким истокам высокой скрипичной техники, к легендарному музыканту Паганини, к дьявольскому танцу заколдованных струн, к волшебству послушнейшего смычка. Обаяние этой техники в том, что она, при всей своей блистательности, остается как бы скрытой за мягкостью и красотой мелодии, за плавностью пластического рисунка. Она напоминает внутреннюю конструкцию сложного здания, главная ценность которой в том, что она служит лишь каркасом для чудесной архитектуры.

В руках Ойстраха его старинный музейный страдивариус — дар советского государства — получает вторую прекрасную жизнь, вновь наполняется благородной кровью недосягаемо высокого искусства, живет для благодарного многомиллионного слушателя. Скрипка Ойстраха певуча, ласкова, нежна, сурова, трагична, полна самых глубоких, сложных и разнообразных эмоций. Порой она звучит, как песнь крохотного жаворонка, верная его тембру, интонациям, воздушности, порой захватывает слушателя огромной многоголосой силой струйного квинтета большого симфонического оркестра.

Ойстрах — большой и своеобразный художник, вносящий свою интерпретацию в любое исполняемое им произведение. Что бы он ни исполнял — сложнейший ли четырехчастный концерт Вьетана, огненный ли «Гопак» Мусоргского, или утонченный «Послеобеденный сон фавна» импрессиониста Дебюсси — Ойстрах всегда остается самим собой, мастером, которого можно узнать по первому взмаху его замечательного смычка. Каждое произведение получает свое толкование, каждое окрашивается в иные тона и краски. Но яркая индивидуальность исполнителя, его мысль, его собственное отношение к вещи оставляют свой отпечаток на всем.

Широк и разнообразен репертуар Ойстраха. Огромное число исполняемых им вещей — 25 концертов для скрипки с оркестром и много десятков других произведений, среди которых много советских, — особенно подчеркивает его творческий диапазон и редчайшие художественные возможности. С одинаковым воздействием на слушателя чудесный скрипач исполняет технически сложную «Кармен» Сарасатэ, этюд Паганини и лирически-мягкую «Мелодию» Глюка. Он строг, академичен, суров в сонате Тартини и обаятельно шаловлив, весел в прелестной безделушке француза Дакена—в «Кукушке».

Ойстрах, продолжающий лучшие традиции старых мастеров— Паганини, Исайи, Кубелика, Губермана, Эльмана. Полякина — великий мастер скрипичной игры, художник большого плана, по праву ставший рядом с тремя другими крупнейшими современными скрипачами мира — Яковом Хейфецем, Крейслером и знаменитым палестинцем Егудой Минухиным, чье имя стало известным в последние годы всему человечеству.

Давид Ойстрах — торжество и победа советской скрипичной шкалы, гордость и слава высокой советской исполнительской музыки, взращенный и воспитанный советским государством.

И в дни великой войны, в дни самых суровых испытаний нашей страны, скрипка Ойстраха звучит особенно горячо, трепетно, призывно, как мощный и ясный голос нашего народа, нашего творчества и культуры.