«Дама-невидимка». Новый спектакль в Молотовском областном драматическом театре В текущем сезоне Молотовский драматический театр радует зрителей хорошими спектаклями. Вслед за удачными постановками «Горе от ума» и психологической современной пьесы «Яблоня и топор» театр показал в сущности милую, смешную шутку «Даму-невидимку». Столь разнообразные жанры драматурги, воплощаемые на сцене с большим вкусом, свидетельствуют о широком диапазоне коллектива и его больших творческих возможностях. «Дама невидимка» принадлежит перу знаменитого испанского драматурга Педро Кальдерона, де ла Барка. Одно из ранних его произведений «Дама невидимка» относится к числу, так называемых комедий плаща и шпаги. Эта пьеса, полная неисчерпаемого остроумия, жизни и темперамента, по своей интриге является, пожалуй, одной из самых сложных и веселых пьес в истории драматического искусства. Композиция пьесы очень наивна, неправдоподобна, слишком уж условны все драматургические положения. Скучающая вдова донья Анхела с помощью своей изобретательной служанки Исабель использует обыкновенный стенной посудный шкаф с потайным ходом для различных проделок над гостем - другом своего брата доном Мануэлем. Появление в запертой комнате записок, разбросанных вещей воспринимаются Мануэлем и особенно его слугой Космэ как нечто потустороннее, таинственное. Это полное несоответствие представления действующих лиц о происходящем на сцене с тем, что видит зритель, создает очень много смешных ситуаций. В конечном счете вся таинственность исчезает. Шалунья-красавица, увлеченная блестящим успехом своих проказ, забывает о мерах предосторожности, и все ее козни разоблачены. Весь призрачный мир приобретает вполне земной смысл. Дама-невидимка — донья Анхела влюбляется в красивого рыцаря, которого она так долго преследовала своими шалостями, все треволнения кончены, и любовь празднует победу. На сцене Молотовского театра пьеса Кальдерона получила яркое воплощение. Постановщик спектакля засл. арт. А. Б. Винер показал в «Даме-невидимке» о высокий класс режиссерского искусства, Сцены слуги и служанки, дона Мануэля и доньи Анхелы во втором и третьем актах, полные интересных мизансцен, большой режиссерской изобретательности и выдумки, вызывают у зрителей много искреннего смеха. В «Даме-невидимке» пленяет строгое единство и тщательная отделка всех составных частей спектакля, начиная от декорации, костюмов и кончая малейшими деталями бутафории и реквизита. Все сделано очень любовно и с большим вкусом. Художник Т. С. Бруни замечательно оформила спектакль. Кажется только, что красный костюм дона Луиса и желтое платье доньи Анхелы в третьем акте нарушают несколько общую гармонию цветов и красок. Знаменитый шкаф, на обыгрывании которого построены все приключения, — поистине художественное произведение. С благодатностью хочется отметить труд заведующего бутафорским цехом Ф. А. Евдокимова, руками которого так искусно сделана вся бутафория, все лепные украшения. Музыка к спектаклю написана Л. А. Ходжа Эйнатовым. Композитор нашел общий язык с постановщиком и художником, и его музыка органически вплетается в общую ткань спектакля. В ней много запоминающихся мелодий (песенки дона Хуана, дона Мануэля, Космэ). Отлично оформлены в музыкальном отношении начало и финал пьесы. В «Даме невидимке» два состава исполнителей (лишь роль дона Хуана играет пока один актер). Не все исполнители равноценны. У каждого актера своя индивидуальность, свои особенности. Но оба состава в основном хорошо справились со своими сценическими задачами, в обоих случаях спектакль смотрится с увлечением. Дона Мануэля играют Г.В. Городецкий и Е А. Павлов. У Городецкого образ получился более завершенным. Его дон Мануэль более грациозен, легко, непринужденно читает стих, движения его более изящны. Павлов немного грубоват в манерах, текст читает порой (второй акт - монолог перед занавесом, сцена с Анхелой), что называется, на одном дыхании. Увлекшись чеканкой стиха, актер теряет подчас мысль, забывает о чувствах, внутренне как бы опустошается. Дальнейшей работой над своей ролью Павлову безусловно удаются выправить эти недостатки. Главную ‚ женскую роль - доньи Анхелы по-разному играют А. М. Чупрунова и М. Ф. Януш. Чупрунова ведет свою роль в ироническом плане. Януш воспринимает все события всерьез. Обе исполнительницы обаятельны, милы, непосредственны и вызывают горячую симпатию зрителей. Приятное впечатление в роли доньи Беатрис производят Т. Л. Леонтьева и В. Г. Севастьянова. Исабель исполняют К. А. Гурьева и М. Ф. Свитальская, Гурьева отлично справилась со своей благодарной ролью изобретательной служанки, придумавшей с помощью потайной двери в шкафу веселое развлечение для своей скучающей госпожи. Свитальская — актриса молодая, и ей не хватает еще, естественно, сценического опыта. Кое-что она делает робко (например, сцена на коленях перед образом), но молодая актриса проявила в этой роли бесспорные способности. Замечательная роль слуги дона Мануэля — Космэ выпала на долю В. В. Григоровича и М. И. Крэндель. Здесь предпочтение, по нашему мнению, следует отдать второму исполнителю. Правда, Крэнделю порой изменяет чутье, он слишком, как говорят в актерской среде, «нажимает», старается нарочито смешить (например, сцена, где он узнает, что у него украли украденные им деньги). Григорович ведет себя на сцене с большим достоинством, не переигрывая. Но Крэндель, на наш взгляд, более типичен для испанской комедии. У Григоровича же Космэ скорее слуга русского купца, чем испанского гранда. Несколько критических замечаний следует  сделать по адресу исполнителей роли дона Луиса Н. А. Слободского и А. К. Воронцова. Слободской слишком суетлив. Его захлестывает темперамент, он теряет подчас чувство меры в жесте, в движениях. Кроме того, он очень часто неправильными ударениями нарушает логический смысл текста. Воронцов более сдержан в движениях, текст звучит у него лучше, но ему не хватает легкости и блеска, свойственных изображаемому образу. Единственному исполнителю роли дона Хуана в обоих составах С.О. Бассанову хотелось бы пожелать избавиться от известной нарочитости и. чрезмерной подчеркнутости и слова, и движений, заслоняющих порой внутреннее содержание. От этого вся роль безусловно выиграет. Некоторая недоработка отдельных ролей отнюдь не умаляет достоинств всего спектакля в целом. «Дама-невидимка» показывает, что театр не топчется на месте, неустанно стремится вперед к новым творческим достижениям, преодолевает на своем пути все более сложные преграды. В пьесе мет никаких сложных переживаний, она не претендует на философские обобщения. Это просто веселый, приятный, жизнерадостный спектакль, в котором много жизни, много ярких красок, много остроумных слов и комических положений. Зритель с удовольствием смотрит эту веселую шутку, написанную больше трех веков тому назад последнем из плеяды великих испанских драматургов  эпохи Возрождения. Б. ЛЮБИМОВ.