Сталинград

Каждый год 30 января, в день захвата власти, Гитлер, выступал с речью. Немцы гадали, что скажет Фюрер в этом году после всех поражений. Фюрер нашелся: он ничего не сказал. Людоед струсил. Он не посмел показаться перед немецким народом. Он предпочел роль дезертира.

Вместо Гитлера с юбилейной речью выступил семипудовый рейхсмаршал, главный весельчак Германии Герман Геринг. Четыре раза рейхсмаршал откашливался, открывал рот, а потом закрывал его и поспешно спускался в бомбоубежище. Английские летчики оказались более отзывчивыми, чем Гитлер: они не преминули поздравить берлинцев с десятилетним юбилеем людоеда. Сидя в убежище, Геринг мог вспомнить свои былые утверждения: «Я ручаюсь, что ни одна вражеская бомба не упадет на землю Германии». Вой фугасок открыл юбилейное торжество.

Геринг выступил, как эрзац-фюрер. Он путался. Он уверял немецких олухов, что «Красная Армия состоит из шестнадцатилетних подростков и плохо вооружена». Это не помешало ему пять минут спустя заявить, что «немцы имеют перед собой серьезного противника. То здесь, то там русским удается осуществлять прорывы».

Немецкие олухи могли гадать, почему же «плохо вооруженные» русские прорывают фронт и почему рейхсмаршал называет подростков «серьезным противником».

Геринг пустил слезу: «Русские достигли предела жестокости. Они предприняли наступление на всем фронте». Разбойники не на шутку обижены: немцы преспокойно грабили, и вдруг их начали гнать. Разве это деликатно?

Германия в трауре: она оплакивает немцев, погибших у Сталинграда, на Дону, на Кавказе, у Воронежа, в Великих Луках, в Шлиссельбурге. Весельчак Геринг решил сострить, он сказал: «Дрожь пробегает по спине при мысли о русских потерях». Германия в ответ не улыбнулась: дрожь пробегает по спине Германии — не от русских потерь — от русского наступления.

Герингу пришлось выговорить роковое слово «Сталинград». Рейхсмаршал должен был об’яснить Германии, почему сотни тысяч немецких домов осиротели. Он сказал: «Закон приказал — защитники Сталинграда умерли, чтобы жила их раса». Эти скотоводы хотят даже умирать с мыслью о «расе». Но чистокровные производительницы взвоют: триста тысяч немецких могил для продления арийской расы?.. Геринг ссылается на «закон». Нет, не «закон» послал фрицев к Сталинграду. Их послал главный беззаконник, обер-самодур, людоед и трус Гитлер, который не посмел отчитаться перед немцами за свое величайшее поражение.

А рейхсмаршал решил вдохнуть в немцев оптимизм: «Наши солдаты в боях под Сталинградом закаляются». Изменим глагольное время — они уже «закалились»: одни из них в земле, другие в лагерях для военнопленных.

Немцы пытаются создать ореол вокруг разгрома. Семипудовый директор концерна «Герман Геринг» сравнил немцев в Сталинграде с «героями Спарты». Однако немецкие генералы не похожи на спартанцев. Сначала генералы приказывали расстреливать фрицев, которые робко мечтали о плене. Потом? Потом эти «спартанские» генералы сами выкинули свои подштанники вместо белого флага. Геринг сказал: «Защитники Сталинграда — потомки нибелунгов». Нечего сказать, «потомки»!

31 января в 4 часа пополудни ставка Гитлера сообщала: «За доблестную защиту Сталинграда генерал-полковник фон Паулюс произведен в звание фельдмаршала». А в это самое время новоиспеченный фельдмаршал с багажом, включая сюда маршальский жезл, железные кресты, дубовые листья к рыцарскому кресту и румынский «орден храброго Михаила всех трех степеней» был захвачен в плен.

«Нибелунги» сдаются гуртом: свыше дюжины пленных немецких генералов. Назидательный урок для фрицев. Немцы не любят держать ответ. Если Гитлер побоялся выступить с речью, то генералы тоже не дураки — прижатые к стенке, они подымают свои «нибелунговы» руки.

Легко догадаться, какое впечатление произвели поражения немцев на вассальные страны. Барин осрамился, лакеи в панике. Муссолини поспешил рассчитать своего начальника штаба генерала Каваллеро. Собственно говоря, Каваллеро тут не причем. Но ведь не может Муссолини рассчитать Гитлера. Что касается итальянцев, венгров и румын, отправленных немцами в Россию, то эта челядь думает теперь об одном: как бы спастись?

Геринг сказал: «Тысячу лет каждый немец будет произносить слово «Сталинград» со священным трепетом». Да, с трепетом будут произносить немцы роковое для них слово: под Сталинградом — могилы не только сотен тысяч фрицев, под Сталинградом погребена разбойная мечта немцев о «новом порядке», о «народе господ».

Сталинград — это слово с гордостью будут повторять все верные сыны России. В Сталинграде восторжествовала справедливость. В Сталинграде началось возмездие: поднявшие меч погибли от меча. Сталинград — это слово будет стоять в летописи России рядом с Чудским озером и с Куликовым полем. Город оправдал свое наименование, и наши правнуки, читая об эпопее Сталинграда, будут думать о мужестве и прозорливости человека, который привел нашу армию к победе.

Сталинград это только начало. Мы знаем теперь, как драпают «спартанские» колбасники. Мы знаем теперь, как фон-нибелунги всех званий сдаются в плен. Трепещите, разбойники, на Кубани! Трепещите на Осколе! Наступает Красная Армия. Наступает Россия.

Илья ЭРЕНБУРГ.

«Красная звезда» 2 февраля.