«Образ Ленина в изобразительном искусстве»

Образ Ленина никогда не перестанет быть замечательным источником вдохновения для поэтов, писателей, художников, актеров, скульпторов, музыкантов. Образ великого преобразователя общества, творца нашего государства всегда будет волновать сердца человечества. Попытки воссоздания его не прекращаются в нашем советском искусстве. Небольшая выставка на тему: «Образ Ленина в изобразительном искусстве», организованная филиалом Государственного Русского музея в областной библиотеке, знакомит, конечно, лишь с очень небольшой частью живописных работ, рисунков, гравюр, посвященных Ленину. Но и те шестьдесят три работы шестнадцати художников, какие представлены на выставке, вызывают большой интерес. Художники-живописцы, графики показывают Ленина в различные моменты его жизни и деятельности, в различной обстановке и с разных точек зрения. Портреты Ленина, писанные маслом, представлены на выставке работами крупного советского художника И. И. Бродского. Здесь и широко известный портрет Ленина в Смольном (Ленин в кресле за столом), и суховато написанный, излишне фотографичный портрет Ленина на фоне Смольного, и очень живые, тепло сделанные с натуры зарисовки Ленина на III конгрессе Коминтерна.

Очень интересна серия ксилографий (гравюр на дереве) П. Н. Староносова. Представляющие собой сюиту иллюстраций к книге П. Керженцева «Жизнь Ленина», эти полные внутреннего движения гравюры искренни и выразительны. Запоминаются молодой Ленин в гравюре «В. И. Ленин выступает против «В. В.» (Воронцова). «Ленин на прогулке в тюрьме», широко известная гравюра «В. И. Ленин в вагоне Финляндской железной дороги» и другие. Привлекает внимание экспрессивный офорт Ю. М. Непринцева «Тов. Ленин и тов. Сталин перед Октябрем на Выборгской Стороне». Прекрасно выражена в офорте близость двух гениев человечества, шагающих по одной из улиц Выборгской Стороны Петрограда, мимо забора с оборванными афишами, в осеннее ненастье. И уверенно идущий в расстегнутом пальто, жестикулирующий Ленин, обращающийся к Сталину, и Сталин, спокойный, уверенный, в неизменной шипели, с неизменной трубкой в зубах—все это сделано с большой теплотой, искренностью.

Прекрасны гравюры И. А. Павлова, особенно цветная автолитография «Совещание в кабинете В. И. Ленина. Кремль 1918 г.». В этой гравюре прекрасно даны Ленин, Сталин, Дзержинский, Калинин, Молотов, Свердлов—в первый год существования Советской власти.

Ряд раскрашенных автолитографий Д. И. Архангельского показывает ленинские места в Симбирске. Интересны работы Г. С. Верейского (автолитографские портреты Ленина). А. П. Троицкого (портрет Ленина — гравюра на дереве), П. А. IIIиллинговского (офортный портрет Ленина-студента) и другие.

Выставку за первые десять дней ее работы посетило больше 600 человек. Однако, она заслуживает более широкой популяризации и гораздо большего ознакомления с ней молотовцев.

С. ГИНЦ.