СМОЛА ВМЕСТО МАЗУТА
опыт завода,где главным инженером, тов. Чистяков
Враг угрожал отрезать нефтяные районы нашей страны. Родина напрягла силы, мобилизовала ресурсы. Жидкое топливо становилось для промышленных предприятий особо дефицитным. Обстановка требовала срочного изыскания нового вида топлива взамен мазута, применявшегося ранее на заводах.
Применение газообразного топлива, получаемого из каменного угля или из дров, на первый взгляд, казалось наиболее приемлемым для нашего района, окруженного лесными массивами.
Однако, при ближайшем изучении этого вопроса было установлено, что применение газообразного топлива требует крупных капитальных затрат на сооружение газогенераторов, газопроводов, создание лесобазы, существенной переделки топок, заводских печей, содержания целого штата рабочих для обслуживания газогенераторов и крупного парка транспорта для перевозки дров.
В творческом коллективе завода, не один раз удачно разрешавшем острые вопросы замены дефицитных материалов, и на этот раз возникла замечательная инициатива — заменить мазут смолой. В ближайшем к заводу районе был обнаружен запас каменноугольной смолы. Предварительные опыты сжигания смолы, произведенные на заводе, показали возможность применения ее без переделки наших топок. Это обстоятельство значительно ободрило экспериментаторов и конструкторов, которым оставалось решить вопросы технологии сжигания и транспортировки смолы к потребителям.
Технологическая характеристика сырой смолы видна из следующих данных ее анализа:
Удельный вес—1,16.
Температура вспышки—110,5° С.
Вязкость по Энглеру при 50°С - 6,81° Э.
Тоже при 80° С - 2,27° Э.
Содержание серы — 3,01 проц.
Содержание механических примесей — следы.
Содержание кислот и щелочей — следы аммиака.
Содержание воды — до 5 проц.
Необходимая температура подогрева — до 60° С.
Теплотворная способность — 9.800 калорий.
Дальнейшими опытами была установлена необходимость подачи смолы к форсункам под давлением, подогретой до температуры 50—60° С.
После накопления некоторого опыта конструкторы приступили к проектированию смолохозяйства и смолопитания заводских установок.
Одновременно решался вопрос создания емкостей для хранения смолы. Блестящим выходом из положения явилось предложение инженера т. Муратова о временном использовании под хранилище смолы бункеров, расположенных в непосредственной близости от ж.-д. ветки и предназначенных для песка литейного цеха завода. Это предложение без затраты средств и времени обеспечило своевременное создание требуемого запаса нового вида топлива.
Бункера снабдили устройством для пароподогрева, как слитой в них смолы, так и прибывающей в железнодорожных цистернах. Подогретая до температуры 50— 60° С смола при помощи поршневого насоса перекачивается по трубам. сопровождаемым паропроводом, в рабочие емкости цехов, также подогреваемые паровыми змеевиками. Вся система разводки топлива к топкам изменений не претерпела, кроме устройства перемычек, позволяющих производить продувку смолопроводов острым паром с целью разогрева их до начала работа и опорожнения от смолы после окончания работы. Необходимость продувки была вызвана повышенной вязкостью смолы.
Схема разводки смолы наглядно видна на чертеже:
[не распознается]
Сжигание смолы производится в форсунках высокого давления, не претерпевших никаких конструктивных изменений, но потребовавших более тщательной их регулировки.
Необходимо отметить, что период освоения сжигания смолы сопровождался рядом трудностей, заключавшихся в перерасходе топлива и неполном его сгорании, а также и в скоплении его в жидком виде внутри топок, в результате чего получалось большое дымообразование, обратные удары и задымление помещения. Все эти недостатки были устранены опытным путем при комбинировании давления воздуха и смолы перед форсункой, а также приобретенным опытом регулирования самих форсунок.
В результате проделанной работы установлено, что наиболее рациональным давлением на зеркало смолы в рабочих емкостях является давление сжатого воздуха в 1, 6—2 атмосферы, при давлении воздуха, идущего на распиливание смолы, в 2—2 с половиной атмосферы.
Все монтажные работы по оборудованию смолохранилища и разводке смолопроводов к рабочим емкостям цехов были выполнены бригадой монтажного цеха, возглавляемой старшим мастером-стахановцем военного времени т.Хиленковым, в рекордно короткий срок — в четверо суток. Особенно проявили себя слесари тт. Тимошин, Быков, Субботин, Андропов и сварщик Сударев.
Творческая инициатива плюс самоотверженный труд работников завода обеспечили бесперебойную работу цехов—потребителей жидкого топлива, что дало возможность заводу отказаться от выделяемых ему фондов дефицитного мазута.
Инженер Л. КРАЙЗ.