От Советского информбюро

Вечернее сообщение 4 августа

В течение 4 августа происходили ожесточенные бои на Холмском, Смоленском и Белоцерковском направлениях.

Наша авиация в течение 4 августа во взаимодействии с наземными войсками наносила удары по мотомехчастям, пехоте и артиллерии противника. В течение 3 августа на аэродромах противника уничтожено 20 немецких самолетов. Наши потери 6 самолетов.

Во время налета немецких самолетов на Москву в ночь с 3 на 4 августа сбито 2 немецких самолета. Наша авиация потерь не имела.

Десантный отряд моряков во главе с командиром Егоровым и политруком Тарасовым выбил белофиннов с пяти островов в районе Л., откуда белофинны корректировали артиллерийский огонь и наблюдали за движением наших кораблей. Первый удар по острову М. застал белофиннов врасплох. Они бросили оружие и сдались в плен вместе с офицером. Во время штурма других островов противник пытался оказать упорное сопротивление, которое было сломлено смелыми и решительными действиями отважных балтийцев. В бою за острова уничтожено 90 белофиннов, 13 белофиннов взяты в плен. Среди пленных один офицер и два унтер-офицера. Остальные в панике бежали, побросав оружие. Десантный отряд захватил много минометов, пулеметов, винтовок и большое количество боеприпасов.

Сержант Тихомиров, находясь в разведке, попал под сильный пулеметный огонь противника. Не растерявшись, тов. Тихомиров несколькими гранатами вывел из строя два фашистских станковых пулемета и уничтожил десять германских солдат.

Летчик-истребитель Энской авиачасти лейтенант Ф. Гращенко в первые дни великой отечественной войны сбил два «Мессершмитта». Во время боя со вторым вражеским истребителем т. Гращенко был ранен в левое плечо. Несмотря на большую потерю крови, отважный лейтенант благополучно вернулся на свою базу. Залечив рану в прифронтовом госпитале, он снова возвратился в действующую армию. 2 августа в первый свой вылет после излечения т. Гращенко сбил фашистский бомбардировщик «Юнкерс».

Наводчик орудия - младший сержант Иванов прикрывал отход своего подразделения, менявшего огневые позиции. В атаку против орудия тов. Иванова финны бросили около роты солдат. Бесстрашный артиллерист в упор расстреливал шрапнелью наступавших белофиннов. Оставшись один из всего расчета, тов. Иванов сам подносил снаряды, сам заряжал орудие и бился до тех пор, пока не обратил в бегство вражескую роту. На поле боя остались десятки убитых и раненых фашистских солдат.

В бою близ города Ш. на Белоцерковском направлении подразделение капитана Трубецкого захватило в плен 35 немцев. Доставленные в штаб Энской части пленные солдаты жадно набросились на еду и воду. Утолив голод и жажду, солдат Аксель Вейдеман рассказал: «Вот уже более недели солдаты нашей части, попавшей в окружение, не могли найти ни пищи, ни воды. О подвозе не могло быть и речи, так как над нами беспрерывно летали советские бомбардировщики и истребители. В деревнях же за последние две недели мы не находили крошки хлеба. Даже колодцы оказывались забитыми камнями и засыпанными землей. Мы переловили и сели всех кошек и собак. Некоторые солдаты ловили крыс, полевых мышей и жадно поедали их. Особенно мучительно переживали мы отсутствие воды. Рыть же новые колодцы не было никакой возможности, так как ни днем, ни ночью мы не имели покоя». Артиллерист Фердинанд Ипгефер и танкист Густав Эйденах, 3 августа захваченные в плен на Смоленском направлении, не ели три дня.

Пря разгроме группы немецких войск на Смоленском направлении наши части захватили в плен несколько сот германских солдат в возрасте от 48 до 50 лет. Показаниями пленных установлено, что в последние дни германская армия пополняет свой огромные потери за счет резервистов предельных возрастов. Допрос пленных солдат Отто Фрица (49 лет), Арнольда Шток (48 лет) и Курта Крейдера (50 лет) - жителей города Лебау - показал, что их призвали в армию за несколько дней до начала войны. Пленный Арнолдь Шток заявил: «Многие солдаты нашей роты не умеют обращаться с новым автоматическим оружием».

Фашистские изверги продолжают издеваться над ранеными красноармейцами и командирами, попавшими в их руки. В районе деревни М. немецкие танкисты захватили 18 раненых красноармейцев. Фашисты затащили раненых в овраг; выбили им прикладами зубы, а потом штыками выкололи глаза. Отступая из города К., немцы сожгли в бане пятнадцать раненых красноармейцев и одного лейтенанта. Больных и раненых красноармейцев фашисты обрекают на голодную смерть. В приказе по 14 немецкому пехотному полку «Ни при каких обстоятельствах не выдавать военнопленным полноценных продуктов».

Тысячи советских водников несут боевую почетную вахту на фронте отечественной войны с фашизмом. Буксирный пароход «Иваново» должен был отправиться в срочный рейс. В это время двое из трех кочегаров парохода ушли в армию. Предстояло ждать замены из Ленинграда. Тогда молодой кочегар парохода т. Солонинкин, несмотря на то, что только что отстоял вахту, снова отправился в рейс. Самоотверженный кочегар. бессменно выстоял пять вахт. Котельщики Северо-Западного пароходства тт. Козлов и Гаврилов отремонтировали котел парохода в горячем состоянии, ускорив ремонт судна на двое суток. Сварщик Новгородского узла т. Васильев приварил на одном пароходе фундаменту за четыре часа при полном давлении пара в котле. В обычных условиях на такой ремонт требовалось 28-30 часов. Слесари Энского судоремонтноро завода тт. Гоголев, Громов, Ефанов и Банатов трое суток не выходили с завода, пока не пустили в ход несколько важных агрегатов. Бригада грузчиков т; Леонова Доно-Кубанского пароходства добилась рекордной погрузки, дав в смену 462 процента нормы. Намного перевыполняют планы перевозок команды судов «И Сталин», «С. Орджоникидзе», «Спартак», «Ф. Энгельс», «Л. Каганович» Енисейского пароходства.