НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ОПЫТ БОРЬБЫ БОМБАРДИРОВЩИКОВ С ТАНКАМИ И ПЕХОТОЙ ВРАГА

Заметки командира экипажа бомбардировщика

К берегам реки Н. двигались крупные силы врага. По шоссе и обочинам, по рощицам и перелескам, вытянувшиеся вдоль дорог, направлялись к водному рубежу танковые части и моторизованная пехота неприятеля. Советские наземные войска готовились встретить врага контрударом. Им в помощь и была выделена наша авиачасть.

Прежде чем нанести с воздуха первый удар, мы изучили характер движения вражеских наземных сил. Установили следующее: чтобы избежать большого урона от налетов советской авиации, фашистские войска шли не сплошным потоком, а отдельными группами. Учитывая это, мы решили атаковать неприятеля в такое время, когда интервалы между фашистскими группами станут наименьшими. Нам удалось уловить этот выгодный момент. Десятки бомбардировщиков нашей части обрушили на врага смертоносный груз. В лесу мгновенно занялось пламя и, неудержимо нарастая, стало распространяться вокруг.

Этот полет показал нам, что эффективность бомбометания по движущимся колоннам неизмеримо возрастает от умения летчика выбрать известный пункт для сбрасывания бомб. В частности колонны врага, движущиеся по шоссе, лучше всего бомбить в непосредственной близости от скрещения дорог, на подступах к оврагам, при переходе через мосты, у железнодорожных переездов, то-есть там, где войскам необходимо преодолеть какое-то препятствие, пройти дефиле и они вынуждены замедлить свое движение.

После нашего налета немцы спешно перебросили на этот участок фронта свой зенитки. Мы узнали об этом по донесениям разведки и, совершая очередной налет, пошли к. цели не сомкнутым строем, а рассредоточенно. Стартовали в два часа ночи и появились у цели на рассвете. Огонь германских зенитных батарей был очень сильным, однако начался он уже после того, как мы отбомбились.

Один элемент этого полета был особенно показательным. Обычно, покинув свой аэродром, мы по прямой шли к цели, сбрасывали бомбы и, направляясь к себе на базу, разворачивали самолет чуть ли не на 180 градусов. Этот маневр мы вынуждены были проделывать на подступах к атакуемому пункту, то-есть в зоне наиболее интенсивного огня зенитных батарей. Пытаясь максимально сократить время пребывания в районе цели, мы при выполнении последнего налета подошли к конечному пункту маршрута под известным углом. Это дало нам возможность, почти не сбавляя скорости и не разворачивая машин по прямой, уйти к себе на базу.

Бомбардировка фашистских наземных частей производилась по нескольку раз в сутки. Методически усиливая удары, мы во многих местах сумели пресечь выдвижение немецких колонн к водному рубежу. В итоге вражеское командование вынуждено было подбрасывать свой силы по другим путям. Для сосредоточения сил немцы избрали на этот раз небольшой лесок, расположенный несколько в стороне от реки. Мы приурочили свой очередной удар к тому моменту, когда в лесу накопились достаточно крупные силы неприятеля.

Новый налет был более сложен, чем предыдущие. Немцы за эти дни основательно укрепили действующие здесь авиационные части подразделениями истребителей. Мы решили проникнуть к цели, воспользовавшись многослойной облачностью. Войдя в облака, наша девятка рассредоточилась. Каждый экипаж прокладывал путь в цели самостоятельно. Пройдя около часа в облаках, летчики покинули их почти одновременно, быстро приняли боевой порядок и подошли к цели в том же строю, в каком начали полет.

Эскадрилья, неожиданно вынырнувшая из облаков, застала врага врасплох и на некоторое время парализовала его действия. Это дало нам возможность спокойно поражать цели. Многие бомбы упали в самый центр лесочка.

Для нас, летчиков бомбардировочной авиации, последний полет был поучительным. Он показал нам, что при отличном знании маршрута, четкой организации работы штурманов в полете, умелом рассредоточении машин все экипажи могут пройти облачность в один, заранее установленный отрезок времени и подойдя к цели четким строем. Для осуществления боевых маршрутных полетов. в дневное и ночное время этот фактор имеет первостепенное значение.

Таким образом в тех пунктах, где действовала наша авиация, к берегам реки Н. просочилось сравнительно небольшое количество фашистских войск, и форсирование реки было сильно задержано.

Мы устремили наши самолеты к пункту, где враг намеревался форсировать реку. На берегу шла напряженная работа. Немцы готовились к наведению моста. Площадь, размером в квадратный километр, была запружена войсками. Мы подошли к цели на сравнительно небольшой высоте. Наша девятка летела первой. Она сбросила бомбы в нескольких метрах от реки, следующая — на 100—150 метров дальше. Соблюдая приблизительно такой же интервал, отбомбились третья и четвертая девятки. Если учесть, что мы сбрасывали бомбы среднего калибра, то станет ясна эффективность нашего удара. Весь район, где находились фашистские войска, был объят огнем наших бомб.

Наша часть совершила восемь налетов на подступах к водному рубежу и основательно потрепала механизированные силы врага. За все это время мы потерь не имели. Немцы уже не надеялись только на зенитную артиллерию и отдельные подразделения истребителей. Чтобы предотвратить окончательное уничтожение своих наземных сил на переправе, они перебросили на этот участок соединения самолетов «Мессершмитт-110».

Нарастали ожесточенные бои. Советские наземные войска героически отражали наступление врага. Им нужна была помощь авиации, и наши самолеты снова ринулись к реке,

Подступы к пункту бомбардировки охраняли усиленные отряды «Мессершмиттов». Но нам удалось искусно обойти их, прорваться к цели и обрушить на нее весь бомбовый груз... Пользуясь облачностью, мы развернулись и легли на обратный курс. В эту минуту из-за облаков выскочил целый рой вражеских самолетов.

Несколько фашистских истребителей скрестило на моей машине свой пулеметный огонь. Экипаж вступил в единоборство с врагом, превосходящим численностью. Один вражеский летчик сумел зайти в хвост, но отважный стрелок-радист Прищепов ударил его в лоб. Объятый пламенем, немец беспомощно отвалился от нашей машины и, как говорят, посыпался на землю.

Воздушные операции на подступах к реке Н. были для экипажа поучительными. Они показали, что наши воздушные силы, методически усиливая свои налеты, искусно освоив технику воздушных атак на движущиеся колонны мотомехчастей, могут остановить наступательное движение мотомехчастей неприятеля, дать возможность своей пехоте перегруппироваться и встретить врага сокрушительным контрударом.

Капитан П. ЛУНКОНИН.

Действующая армия: