ЧУДОВИЩНЫЕ ЗЛОДЕЯНИЯ НЕМЦЕВ В ХАРЬКОВЕ

Харьков! Тот, кто бывал в этом цветущем городе раньше, не узнает его сейчас, после 15 месяцев фашистской оккупации. Фашисты разрушили Харьковский тракторный, электромеханический и турбогенераторный заводы, комбинат, имени Дзержинского, заводы «Серп и молот», «Коминтерн» и другие крупные предприятия. В городе, где раньше было 250.000 рабочих, при немцах не действовало ни одно крупное предприятие.

Фашисты уничтожили все учебные заведения, в том числе свыше тридцати институтов.

В момент отступления они в бессильной злобе изрывали дома, вкатывали в здания бочки с бензином и поджигали их. Так были сожжены дворцы культуры имени Сталина и имени Коминтерна, театры оперы и балета, музкомедии, Государственный театр им. Шевченко, Украинский музей, Театр русской драмы.

Особенно сильно фашисты разрушили центральную часть города.

На площади им. Дзержинского были красивейшие здания, замечательные образцы советской архитектуры — Дом промышленности, Дом проектов, гостиница «Интернационал». Сейчас площадь мертва. Вокруг нее громоздятся лишь разбитые коробки огромных зданий. С такой же варварской жестокостью немцы уничтожили здания на площади Тевелева.

К населению немцы относились с исключительной жестокостью и не скрывали своей ненависти ко всему русскому и украинскому. В первые же дни вступления в город фашисты переименовали улицы и прибили к ним таблички с немецкими названиями. Тех, кто называл улицы попрежнему, немцы арестовывали!

В городе работало несколько мелких предприятий, они обслуживали только немцев. Электрический свет и водопровод имели только те дома, в которых жили немцы.

На центральных улицах было открыто несколько частных магазинов, но они были предназначены для оккупантов. Подавляющее большинство населения доведено до предела истощения. Люди падали на улицах и умирали от голода. По официальным, явно преуменьшенным немецким данным, в городе умерло от голода 70.000 человек. Невыносимо тяжелого положения населения не могла скрыть даже грязная газетка «Новая Украина», издававшаяся немцами в Харькове.

Каждый шаг жителей был скован драконовскими законами. В 5 часов вечера жизнь в городе замирала. Все, кто позже выходил на улицу, получали пулю.

Эсэсовцам было предоставлено право расстреливать на месте любого жителя. Как-то оккупанты об’явили о том, что жителям разрешается пользоваться колодцем на улице Даниловского. Девять женщин пошли к колодцу за водой. Немцы расстреляли их из автоматов.

Однако даже эти дикие бесчинства бледнеют перед актами массового террора. В один из дней немецкие власти приказали евреям под угрозой расстрела перебраться из города на поселение в бараки бывшего 8-го строительного треста и в поселок «Станкострой». К окраине потянулись тысячи людей с детьми, с домашним скарбом. В поселках собралось 14.000 человек. Скоро немцы повели на расстрел первую группу евреев. Гитлеровцы заставили их копать себе могилы и истребили всех, не пощадив даже малолетних детей.

Чудовищный террор не поставил на колени гордый Харьков. В первые же месяцы фашистского вторжения взлетел на воздух немецкий штаб, расположившийся па улице Дзержинского. Часто на улицах и в домах находили убитых солдат и офицеров. Патриоты срывали приказы и извещения фашистских властей, а на их место наклеивали советские лозунги. Оккупанты уничтожали сотни заложников. Так, после взрыва, на улице Дзержинского фашисты схватили 2.000 заложников. В первую очередь заложниками брали тех, кто значился у районного бургомистра, в «черном списке». Бургомистр Холодненского района должен был «выставить» 60 заложников, но в его «черном списке» значилось лишь 45 человек. Бургомистр распорядился арестовать на улице первых попавшихся прохожих. Ежедневно немцы казнили по нескольку десятков заложников. Фашисты вешали ни в чем неповинных людей на балконах зданий, на столбах по центральным улицам города—Карла Маркса и Дзержинского.

В городской тюрьме был лагерь советских военнопленных. По показаниям врача лагеря, в прошлом году здесь умерло от голода много военнопленных. Кроме того, немцы ежедневно расстреливали военнопленных.

Жуткие расправы чинили немцы в застенках гестапо. Кто туда попадал, обратно не выходил. Незадолго до отступления немцы на 14 машинах увезли арестованных в Померки (пригород Харькова) и там расстреляли их. В подвалах гестапо обнаружено много трупов замученных советских людей. Установлено, что прежде, чем умертвить свои жертвы, гитлеровцы их зверски пытали.

Многих мужчин, женщин и подростков фашисты угнали на каторжные работы в Германию. Всего фашисты угнали в рабство 110.000 человек.

Советская власть восстановит город и вновь сделает счастливыми его жителей. Уже сейчас начинает возрождаться новая жизнь. Исполком городского совета осаждают тысячи людей с просьбой немедленно предоставить им любую работу. Население приводит в порядок улицы. Начато восстановление городского хозяйства.

Г. КРЫЛОВ.

ХАРЬКОВ, 23 февраля. (Спецкорр. ТАСС).