СТАНОК ЖДЕТ

СЦЕНА № 1

Механик Мазунин в пятнадцатый, а может быть и в двадцатый раз приходит к заместителю начальника цеха Гуськову. Он напоминает ему о дряхлеющих «Конах». За 6 лет ни один из автоматов не знал капитального ремонта. Механик предостерегает, просит, всячески умоляет. Он доказывает, насколько возрастет потенциал цеха, если станки будут подлечены. И слышит равнодушные, беспечные слова:

— Что вы меня агитируете! У меня программа, и пусть вертятся, пока дух есть.

— Но, ведь, по графику цех обязан вот такие станки (он читает названия) поставить немедленно на ремонт. Простите, пожалуйста, но план своевременного ремонта—тот же закон, что и производственный план.

— Подумаешь, график, план ремонта! Это же бумага. Писать все можно. Идите.

В подавленном настроении механик идет на участки П. Колчанова и Филиппова. Он пробует апеллировать к сознанию мастеров и, набираясь храбрости, говорит им повелительным тоном:

— Завтра или послезавтра вот эти станки у вас пойдут в ремонт.

Но мастера устраивают ему «бурную» встречу. Они далеко не разделяют его желаний, а Колчанов, считая, видимо, себя более опытным хозяином, попросту прогоняет механика с участка.

СЦЕНА № 2

Заканчивая на одном из собраний свою речь, руководитель важнейшего отдела завода сказал:

— Особенно мы должны заботиться об универсально-уникальном оборудовании. Никогда мы не имеем права забывать, какую службу это оборудование несет. Никому не позволим оттягивать его ремонт.

И к прекрасному «Джон-Ломсону» из цеха Повышева относились эти слова. Он единственный в заводе делает для всех цехов метчики. Но кое-кому, вероятно, плевать на ого уникальность. Уже продолжительное время станок тяжело дышит. Ему нужны новые подшипники — несложная профилактика. Достать их— вполне посильная для отдела главного механика задача. Однако, время идет, а подшипников нет. Стоят работники ОГМ около «Джон-Ломсона» и укоризненно приговаривают:

— Бедный ты паш, бедный.

СЦЕНА № 3

Главный механик т. Беклемышев своему помощнику т. Седову:

— Ну, кто там жалуется?

— Да почта никто, Матвей Яковлевич, т. е. собственно все жалуются. Но это не жалобы, а оправдания. Вот, например, начальники цехов Бердников, Климов, Тарханов говорят: мы план ремонтов провалили из-за вас— мяло запасных частей дали. Но, во-первых, цехи не выполнили главным образом профилактические ремонты, не требующие запасных частей, а, во-вторых, некоторые хоть и получали достаточно запасных частой, но ходом ремонта не интересовались. Ну, а, отсюда и результат. Так вот обстоит у Бердникова. Да и другие не лучше.

Горькие истины, приведенные в этих сценах, были рассказаны на специальном совещании (о состоянии, оборудования), созванном редакцией «Звезда» и парткомом завода им. Дзержинского. И сколько еще подобных сцен повторяется на заводе Каждый день! Они наглядно характеризуют, как «ценят» и «ремонтируют» оборудование во многих цехах. Немало случаев, когда станки и механизмы теряют половину своей эффективности из-за того, что вовремя не проходят необходимый планово-предупредительный курс лечения.

Завод обладает многообразным оборудованием. Большая часть его имеет солидный возраст. Но и старые и новые станки должны работать сегодня для фронта высокопроизводительно, с полной нагрузкой. Таково требование войны. И действительно, все оборудование завода поставлено сейчас «под ремень». А в цехах пренебрегают элементарными правилами ухода и эксплоатации оборудования, а главное графиком планово - предупредительного ремонта. Правда, многие станки завода начали «вторую» и «третью» жизни, были модернизированы и обновлены. Ремонтная служба потрудилась здесь немало и, надо сказать, весьма плодотворно. Да и с планами текущих и средних ремонтов стала справляться лучше. В 1942 году на заводе получил право гражданства скоростной или так называемый узловой метод ремонта. Станок «Гассе-Вреде», обычно простаивавший в ремонте 40 дней, теперь, при новом методе, проходит те же процедуры и такого же качества в течение 6 дней. В цехах тт. Шарапова и Ленина оборудование держится постоянно в боеспособной готовности. Руководители здесь серьезно думают о нуждах фронта, всегда стремятся к увеличению выпуска боевой продукции.

Однако, что же мешает руководителям других цехов поступать так же? Почему многим из

них планово-предупредительные ремонты приходится предписывать?

Инженер Н. Шарапов говорит на совещании о причинах срыва ремонтов в отдельных цехах:

— Раньше у некоторой группы начальников цехов была «моральная» отговорка: дескать, работаем и так сверх всяких нормальных положений, а станков не дают. Как же при такой большой программе отдать в ремонт действующие станки? Сейчас, когда мощности завода выросли настолько, что можно и с программой справляться и ремонт проводить без проволочек, отговорка эта явно вредна. И все же некоторые за нее хватаются. Цех тов. Тарханова, например, работает нервно. И одной из основных причин является безобразная эксплоатация оборудования, особенно автоматного парка.

Передача оборудования сменами, бригадами, отдельными рабочими в большинстве случаев не производится. Нет строгого командирского спроса за то, чтобы станка сдавались хотя бы находу, чтобы каждый рабочий чувствовал ответственность за их состояние. Особенно плохой пример в этом отношении показывает цех т. Климова.

Совещание явилось своеобразной очной ставкой между начальниками цехов н механиками. Выяснилось, что роль механиков сильно принижена, с ними редко считаются. Получая часто требования на ремонт, механики начинают «хождения по мукам». Они без, конца упрашивают руководителей цеха, сами превращаясь, в безответственных, равнодушных исполнителей. То, что рассказано в первой сцене о механике Мазунине, бывает и с другими. Механик цеха Бердникова П. Сурнин рассказал:

— Наш цех насыщен множеством автоматов. Это—большое достояние завода. Но в цехе к автоматам очень плохое отношение Не хватает ремонтных и дежурных слесарей. Дежурный слесарь еле успевает галопом пройти по цеху, чтобы наспех завернуть гайку. А ведь руководство цеха и отдел главного механика давно могли бы решить проблему пополнения рядов дежурных слесарей.

Начальник этого же цеха тов. Бердников тоже подчеркивает значение автоматов. Но он не прочь всю вину за невыполнение планово-предупредительных ремонтов свалить на ремонтный цех завода и еще на кого-нибудь. Он жалуется слезно па недостаток запчастей, на то, что нормально ухаживать за автоматами мешает... отсутствие обтирочного материала.

Тут же на совещании все узнают, что 5 тонн обтирочного материала, давно закупленных заводом, отдел снабжения не мог привезти из Левшино больше месяца.

На совещаний много говорилось о подготовке ремонтных кадров: о качестве ремонта, которое должно удлинять цикл пробега станков; об увеличении производства ремонтного инструмента и запчастей; о повышении ответственности начальников цехов за планово-предупредительные ремонты оборудования и недопустимости работы на износ; о повышении роли механиков и т. д. По всем этим вопросам завод наметил практические мероприятия.

Сотни станков и механизмов должен отремонтировать завод в 1943 году. Выполнить эту задачу на «отлично»—значит обеспечить дальнейшую интенсивную и высокопроизводительную работу всего оборудования. И это—важнейший долг дзержинцев.

Бор. СТЕРН.