ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: Подрядчики и субподрядчики
Это уже не контуры, не схема будущих сооружений. Здесь уже можно смотреть, можно щупать руками — вот опоры подстанции, вот главное здание, вот сложные бетонные фундаменты турбины и генератора... Вот здесь наброшена сетка под’ездных путей, а там, в чупике дожидаются монтажа вагоны с частями турбины... Ставит рекорды молодой монтажник, только что окончивший ремесленное училище — Павел Шпелевой, обгоняет своего учителя — автогенщика Стеклова Сережа Кофтун, держит красное знамя бригада монтажников Вити Карачаева. Плотники бригад Батанова, Мудрова, Скурихина Кадочегова — разве перечтешь всех стахановцев стройки!
Но, несмотря на хорошую работу многих людей, стройка в целом отстает, план здесь не выполняется, до пуска станции еще далеко.
..Левшинская электростанция строится уже довольно долго. Назначенный Государственным Комитетом Обороны срок ее пуска — 15 декабря 1942 года—давно прошел. Достройка станции передана коллективу строителей, где начальником т. Губанов. Этот коллектив три месяца держал второе место во всесоюзном социалистическом соревновании. И лучшей площадкой была та где работами руководил Федор Дмитриевич Раилко. Сейчас он руководит станцией. Это — требовательный, энергичный хозяин, и он дает строительству об’ективную оценку: «плохо».
Дело обстоит здесь действительно плохо. Целая серия подрядных договоров, сложные взаимные обязательства, «заказчика» с «подрядчиком», «подрядчика» со своими четырьмя подрядчиками («субподрядчиками»); недоработанный, до сих пор незаконченный проект; неукомплектованное оборудование; недостаток материалов, и строительных, и монтажных, — все это причины того, что план систематически не выполняется. Привычными стали цифры 60, 70 процентов, редко — 80. «Отличается» субподрядчик Уралэлектрострой (начальник тов. Файнштейн), дающий 20 процентов. У этого субподрядчика и «проект не готов, и оборудования недостает, и строители фронт работ не подготовили».
Сложное сооружение водоприема ведет Свирьстрой. График здесь свободный, спокойный и... никогда не выполняется! Работы не совмещаются, например, бетонирование с установкой закладных частей. Нормировщика нет, даже сборника расценок нет. Об ежедневном учете, заданиях и говорить нечего.
Начальник работ «Молотовэнергомонтажа» тов. Шатунов тоже «слезы» льет:
— График у нас, собственно, не раз срывался. Кадры только-только обучены. Руководить ими надо в особицу. Я вот заявил: «Дайте мне еще 200 рабочих»... Наркомат обещал дать 30 человек. Но я на него не надеюсь. В общем монтаж еще толком не начат»
— А что же вы предпринимаете? Вот график у вас сорван, что же вы сделали?
— А мы этот график в конце января пересоставили... Правда, опять начали отставать. Скоро опять пересоставлять придется!
Строители не имеют ни леса, ни даже дров. Кирпич поступает от случая к случаю. Металла недостает. Бригада молодых каменщиков Виктора Балова бьет сваи. Квалифицированные плотники бригады Кадочегова работают на ломке камня. А рядом носят железо, таскают оборудование те самые монтажники, которых нехватает т. Шатунову... Полный хаос в организации труда.
Если и в дальнейшем борьбу за выполнение сроков и планов будут здесь заменять пересоставлением графиков, авансом подбирая об’ективные оправдания, станция долго не войдет в строй. Надо, чтобы это крепко понял каждый участник этого строительства, понял и проникся чувством ответственности.
В. РУШКИС.