От Советского Информбюро

Вечернее сообщение 12 марта

12 марта войска Западного фронта после решительного штурма овладели городом и железнодорожным узлом Вязьма.

На других участках фронта наши войска вели бои на прежних направлениях.

11 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 150 немецких автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 10 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорван склад боеприпасов и разбит железнодорожный эшелон противника.

Наши войска, развивая наступление, овладели городом и железнодорожным узлом Вязьма. В боях за город нашими войсками захвачено у противника 8 самолетов, 83 танка, 69 орудий, 222 пулемета, 565 автомашин и тракторов, 57 паровозов, 515 вагонов, большое количество снарядов, патронов и другого военного имущества. Противник потерял только убитыми более 9.000 солдат и офицеров.

Юго-западнее Сычевки наши войска с боями продвигались вперед и заняли ряд населенных пунктов. На одном участке подразделения под командованием тт. Газашвили и Куприянова, сломив оборону противника, ударами с флангов вынудила немцев к поспешному отступлению. Гитлеровцы бросили много военной техники, в том числе 12 орудий разного калибра. Юго-западнее Темкина наши войска, преодолевая упорное сопротивление немцев, заняли несколько десятков населенных пунктов, в числе которых районный центр Знаменка.

Южнее гор. Белый наши войска продолжали наступление и овладели несколькими населенными пунктами. Бойцы Н-ской части, преследуя противника, заняли крупный населенный пункт, в котором захвачены 18 немецких танков, 3 танкетки и другие трофеи.

Южнее Харькова наши войска вели ожесточенные бои против крупных сил танков и пехоты противника. Части Н-ского соединения отбили одну за другой восемь атак гитлеровцев и уничтожили 23 танка и до 800 немецких солдат и офицеров. Западнее Харькова наши части после кровопролитного боя с численно превосходящими силами немцев оставили один населенный пункт и отошли на новый рубеж обороны.

В воздушных боях нашей авиацией в течение дня сбито 26 немецких самолетов.

В районе Изюма полк пехоты противника при поддержке 40 танков атаковал наши позиции. Бойцы Н-ской части отбили атаку гитлеровцев и уничтожили 11 танков, 4 транспортера и до 300 немецких солдат и офицеров. На другом участке на позиции подразделения, где командиром старший лейтенант Миронов, наступало 20 немецких тяжелых танков. Советские бойцы подбили и сожгли 7 немецких танков и истребили до роты гитлеровцев.

Наши штурмовики провели налет на орловский аэродром противника. Бомбовыми ударами, пушечным и пулеметным огнем уничтожено 15 и повреждено до 20 немецких самолетов.

Итальянская печать за последнее время много пишет о доблести итальянских войск на советско-немецком фронте. Кампанию открыл Муссолини специальным приказом, обращенным к солдатам и офицерам 8 итальянской армии, вернувшимся из России. Однако ни Муссолини, ни итальянские газеты и радиостанции не могли внятно сказать, чем же отличились итальянские дивизии. Очевидцы и участники боев на советско-немецком фронте могут восполнить этот пробел. Советское Информбюро уже опубликовало заявление пленного начальника тыла итальянской дивизии «Кунеэнзе» капитана Рао Франческо, который сообщил, что «итальянский армейский корпус потерпел в России подлинную катастрофу... Во время отступления альпийские полки напоминали беспорядочную толпу. Солдаты и офицеры панически бежали. Мы шли форсированным маршем по 18 часов подряд, но не смогли вырваться из клещей, в которые нас взяла Красная Армия. В пути пришлось бросить автомашины, вооружение и продовольствие. Это была страшная катастрофа».

Пленный итальянский капитан довольно точно воспроизвел картину разгрома итальянской армии. Фактически все итальянские дивизии, находившиеся на советско-немецком фронте, уничтожены или разгромлены. Десятки тысяч итальянских солдат и офицеров убиты, десятки тысяч захвачены в плен. В советском плену находятся командиры итальянских дивизий генералы Паскалини, Реганья и Баттисти вместе со своими штабами. 2 итальянская горно-стрелковая дивизия потеряла убитыми и пленными 10.000 человек, 3 горнострелковая дивизия - 10.700 человек, 4 горнострелковая дивизия-13.200 человек. Другие дивизии также разгромлены и прекратили свое бесславное существование. Таким образом от 8 итальянской армии остались, как говорят, «рожки да ножки». К кому же в таком случае обращается и кого прославляет Муссолини в своем приказе? К 8 итальянской армии? Но этой армии уже больше не существует. От нее уцелели лишь жалкие остатки, бежавшие с поля боя. По римскому обычаю о покойниках не говорят ничего худого. Муссолини, очевидно, верен этому обычаю. Было бы, однако, лучше, если бы Муссолини сказал, сколько солдат из 8 итальянской армии вернулось обратно из России.