Больше угля!
Кязеловский угольный бассейн недаром зовут «Уральской кочегаркой». По запасам угля и добыче Кизеловский бассейн во много раз превосходит остальные бассейны Урала. Он снабжает коксующимися и энергетическими углями всю мощную уральскую промышленность. Значение кизеловских углей возрастает еще больше потому, что они являются высококалорийными углями и прекрасным химическим сырьем.
Это огромное значение Кизеловского бассейна для народного хозяйства страны с особой силой проявилось во время отечественной войны, когда мы временно потеряли Донбасс.
На плечи кизеловских, губахинских, половинкинских шахтеров война возложила чрезвычайно ответственную, первостепенной государственной важности задачу: изо дня в день увеличивать добычу угля, работать так, чтобы растущая промышленность и транспорт Урала не чувствовали нужду в топливе.
Ряд шахт бассейна систематически перевыполняет производственные планы. Шахта «Капитальная № 6» второй месяц держит красное переходящее знамя Государственного Комитета Обороны. И все же потребности промышленности и транспорта в угле возрастают с каждым днем настолько быстро, что хорошая работа некоторых шахт не может скрыть отставания всего бассейна и явно неудовлетворительной работы ряда горняцких коллективов.
Комбинат «Молотовуголь» и его четыре треста не выполняют плана угледобычи, задолжали стране в 1943 году десятки тысяч тонн угля. XI пленум Молотовского обкома ВКП(б) четко указал на основные причины отставания бассейна: низкая производительность труда и слабое использование мощностей действующих шахт.
Руководители Кизеловского бассейна не могут жаловаться на недостаток рабочих на шахтах. Партия и правительство приняли все меры к тому, чтобы даже в условиях военного времени шахты бассейна были полностью укомплектованы рабочими.
В чем заключается обязанность хозяйственных руководителей и партийных организаций шахт? В том, чтобы правильно организовать труд рабочих, всячески внедрять новые рациональные методы выемки угля, в частности пенсильванскую систему на мощных, круто падающих пластах, навести в подземном хозяйстве шахт элементарный порядок, развернуть широкую массово-политическую работу среди новых рабочих.
К сожалению, на ряде шахт забыли об элементарных правилах организации труда в угольной промышленности, успокоились на том, что у них много рабочих и перестали заботиться о правильном ведении технологического процесса. Некоторые заведующие шахтами посылают на участки вдвое большее количество рабочих, не создают им условия для нормального труда и пытаются большим количеством людей наверстать допущенное отставание. Так, например, на участке № 4 шахты имени Калинина вместо четырех навалоотбойщиков посылают в лаву 8—9 человек. Подобные явления приводят к толкучке, растранжириванию рабочего времени и невыполнению плана.
На шахтах забывают об основном правиле стахановской работы — четком разделении труда врубмашиниста, отбойщика, крепильщика, навалоотбойщика, часто загружают квалифицированного шахтера подсобной работой. На шахте имени Ленина врубмашинист Елышев в феврале из 20 смен только 4 подрубал лаву. Все остальное время он был занят на побочных работах. Подобное игнорирование элементарных основ организации труда, происходящее из-за того, что лавы не обеспечены обслуживающими рабочими, ведет к уродливым извращениям в оплате труда. Разве правильно, например, что высококвалифицированный шахтер, машинист «Радиолакса» на шахте им. Ленина т. Каримов заработал в феврале меньше, чем перепусчица т. Чепуриых.
Партийные организации и заведующие шахт должны поставить своей первоочередной, неотложной задачей немедленно ликвидировать извращения в организации труда шахтеров и оплате труда, создать все условия для широкого распространения передового стахановского метода скоростников по примеру Афанасия Ибатаева, на основе четкого разделения труда и повышения ответственности каждого за порученное дело.
Совнарком СССР в постановлении от 6 марта 1943 года предложил всем руководителям угольных комбинатов, трестов и шахт вести работу в лавах, как правило, в две смены по добыче угля и третью смену использовать на ремонт механизмов и подготовку к добыче. Работы на пластах крутого падения в очистных забоях по добыче угля и проходческие работы на шахтах—новостройках вести в три смены. Совнарком СССР установил также следующий обязательный об’ем работ по подготовке рабочего места, в лаве, забое: а) подрубку в машинных лавах производить в об’еме, обеспечивающем нормальную работу навалоотбойщиков, но менее, чем на одну смену; б) иметь запас крепежного леса для лавы на месте работ не менее, чем на одну полную рабочую смену и на штреке у лавы и забоя - не менее, чем на 2—3 суток; в) обеспечить непрерывный запас порожняка под лавой и в забое.
Выполнить это решение СНК СССР значит создать условия для высокой производительности каждого шахтера и непрерывного роста добычи угля
Вторая задача, решающая успех работы шахтеров Кизеловского бассейна—освоение мощности действующих шахт. Мы не можем дальше терпеть такое положение, когда мощности шахт не используются, подготовительные работы ведутся крайне медленно, новые лавы вводятся в эксплоатаиию со значительным опозданием против установленных сроков. Пренебрежительное отношение ряда заведующих шахт к подготовительным работам приводит часто к тому, что шахты не имеют запасов угля, подготовленных к выемке. Крайне плохо, например, организованы подготовительные работы на шахтах им. Калинина и «1-е мая».
Пусть эти руководители, живущие интересами только сегодняшнего дня и не заглядывающие вперед, поучатся, как надо по-большевистски заботиться о перспективах у заведующего шахты «Капитальная № 2» т. Кесарийского. Эта шахта вышла сейчас в число передовых шахт бассейна. На ней энергично внедряется пенсильванская система выработки, дающая огромный производственный эффект. Благодаря внедрению этой системы и постоянной заботе о подготовительных работах, коллектив шахты четыре месяца подряд перевыполняет план и систематически наращивает мощности. 15 марта шахта выполнила суточный план угледобычи на 218 процентов, дан наиболее высокий показатель из всех шахт бассейна в 1943 году.
Следует болев серьезно заботиться о строительстве новых шахт. В 1943 году шахтостроители обязаны сдать в эксплоатаиию 18 шахт, освоить Гремячинское месторождение, начать широкое освоение новых перспективных месторождений — «Северный Коспаш», «Белый Спой», Всесвятско - Скальнинское, Обманковское и Кыновское.
Партийные организации шахт, Губахинсмий, Кизеловский и Половинкинский горкомы ВКП(б) должны мобилизовать всех шахтеров на систематическое увеличение угледобычи. Дело чести шахтеров и шахтостроителей обеспечить мощную индустрию и транспорт Урала кизеловским углем. Этого требует родина, этого требует фронт.