О некоторых недостатках в культурном воспитании рабочих

Свыше двадцати месяцев наша страна ведет великую освободительную войну против немецко-фашистских захватчиков. Под руководством Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза товарища Сталина, Красная Армия в упорных и кровопролитных боях ломает хребет гитлеровской грабительской армии. Но враг еще силен и не разбит. Теперь, в решающий момент борьбы с озверелыми ордами фашизма, от трудящихся Урала требуется еще большее напряжение всех сил, еще большая помощь нашим героическим бойцам для окончательного разгрома врага.

Теперь, в решающий момент борьбы с озверелыми ордами фашизма, от трудящихся Урала требуется еще большее напряжение всех сил, еще большая помощь нашим героическим бойцам для окончательного разгрома врага. XI пленум Молотовского обкома ВКП(б) в своих решениях потребовал от партийных организаций, чтобы наши промышленные предприятия максимальным увеличением выпуска вооружения, боеприпасов и всех необходимых средств всемерно умножали успехи Красной Армии в деле выполнения приказа товарища Сталина.

Пленум дал ясную и четкую перспективу всего дальнейшего развития промышленности нашей области и подготовки квалифицированных кадров рабочих, способных во всем следовать примеру передового отряда рабочего класса - ленинградцев, способных выполнить благородную роль в восстановлении народного хозяйства, в освобожденных от гитлеровских захватчиков районах.

В разрешении этих больших задач, особую роль должно сыграть культурно-политическое воспитание рабочих, которое тем более необходимо теперь, когда произошли значительные изменения в составе рабочего класса. За время войны на предприятия области пришли новые люди, главным образом, молодежь и женщины. Поскольку удельный вес их на фабриках и заводах будет повышаться с каждым днем, стало быть, и успехи нашего военного производства, нашей помощи фронту все больше будут зависеть от воспитания этих кадров.

За последнее время среди наших пропагандистов и агитаторов усилились разговоры о культуре, однако, для некоторых призывы «поднять культуру уральцев до уровня передовых центров страны» стали излюбленной темой только в упражнении языка. Те, чьи разговоры о культуре носят характер, отвлеченный от конкретной действительности, забывают прежде всего вопросы производственной культуры, которые должны быть первоочередной основой воспитания кадров молодых рабочих.

За годы сталинских пятилеток наши заводы, шахты, электростанции, железнодорожный и водный транспорт оборудованы новейшей и первоклассной техникой. Научить умелому использованию и бережливому отношению к дорогостоящим станкам, механизмам, содержанию в чистоте и порядке рабочего места - есть важнейшая задача культурного воспитания вновь пришедших на производство рабочих.

В решениях XVIII Всесоюзной партийной конференции говорится о том, что «Без элементарной культуры на производстве нельзя обеспечить дальнейший под’ем нашей промышленности и транспорта». Однако, не везде наши пропагандисты и агитаторы помнят об этом важнейшем указании партии.

На некоторых шахтах Кизела, Губахи и Половинки можно видеть разбросанные по промежуточным штрекам моторы, лебедки, отбойные молотки и т. д. То же можно наблюдать на железнодорожной станции Верещагино, где по путям разбросаны колесные пары, рессоры и другие части. Здесь же в механическом цехе депо стекла от пыли и грязи стали светонепроницаемыми. Позволительно спросить у руководителей

депо, для чего же тогда существуют оконные проемы?

Подобные факты не единичны.

К сожалению, они имеют место и на крупных заводах. Иногда станки высокой точности не очищаются от грязи, из-за отсутствия щитков заграждения разбрызгивается, масло, эмульсия, площадка вокруг станка захламлена стружкой. Подобная обстановка безусловно не может создавать у людей хорошего рабочего настроения и способствовать высокой производительности.

По этому поводу не мешает вспомнить, что когда у американского промышленника Форда спросили, что бы он сделал с предприятием, терпящим убытки, то он дал такой ответ: «Первым делом я посмотрел бы, чисто ли на заводе. Сто шансов против одного, что я нашел бы это место загрязненным. Если так, то я раньше всего навел бы чистоту в помещении. Ничто так не деморализует рабочих, как работа в грязном помещении». Между прочим, купив один из заводов, Форд прежде всего направил туда сто уборщиков.

Те агитаторы, которые говорят о культуре, но не борются за чистоту и порядок на производстве, не воспитывают в новых рабочих этих элементов культуры, не прививают им бережливого отношения к оборудованию, любви к технике, умения ее использовать—такие агитаторы являются никем иным, как болтунами.

Или возьмем культуру рабочего быта. Можно ли читать лекцию о культуре, скажем, в столовой той железнодорожной станции Верещагина, где из-за отсутствия умывальника рабочему даже негде вымыть руки, за ложками надо стоять в очереди - за спиной у соседа.

Бесспорно, что вопросы быта должны стоять в центре внимания партийных, профсоюзных и хозяйственных организаций, наших партийных и непартийных агитаторов. Поддержание чистоты и порядка в столовых, общежитиях есть неот’емлемая и важнейшая часть культурного воспитания рабочих.

Особого внимания заслуживают вопросы производственного обучения, как одной из сторон культурного воспитания. Подготовка кадров рабочих теперь идет, главным образом, по двум путям: ремесленные училища и школы ФЗО и индивидуальное обучение. Жизнь показала, что тот и другой пути целиком и полностью себя оправдали. Это безусловно важное и большое достижение. Но в нашей стране стало правилом: то, что достигнуто, не является пределом. В связи с этим возникает вопрос, достаточно ли той системы рабочего образования, которая существует?

Думается, что нет. За время войны на предприятия, помимо молодежи, пришло немало взрослых, главным образом женщин. Эта часть рабочих не охватывается таким квалифицированным производственным и общеобразовательным обучением, как подростки в школах ФЗО и ремесленных училищах. Что же касается индивидуального обучения, то оно, естественно, дает только узкие навыки работы, без глубокого

знания производства. Стало быть, всемерно улучшая качество индивидуального обучения рабочих на производстве, необходимо продумать вопрос о создании курсов. Предприятиям Урала, освобожденным от немецких захватчиков, нужны тысячи мастеров высокой квалификации, бригадиров, наладчиков и т. д. Создание курсов по подготовке этих работников даст большой стимул выдвижения рабочих.

Нужно вспомнить по этому поводу опыт подготовки рабочих кадров в годы первых сталинских пятилеток. На совещании хозяйственников в 1931 году товарищ Сталин говорил: «Вы сами знаете, что нам нужны теперь сотни тысяч и миллионы квалифицированных рабочих. Но чтобы создать квалифицированных рабочих, надо дать стимул и перспективу необученным рабочим к движению вперед, к выдвижению вверх».

Теперь более, чем когда бы то ни было, нам нужны сотни тысяч высококвалифицированных рабочих, чтобы скорее одержать победу над заклятым врагом. И благороднейшей задачей инженерно-технического состава наших предприятий

является воспитание героического пополнения рабочего класса, не жалея для этого ни

сил, ни времени.

Наконец, в дело политического воспитания и поднятия производственного и культурного уровня рабочих, нельзя недооценить роли наших театров, клубов, библиотек, кино, радио, печати. В области работает 9 театров, 22 рабочих клуба, 384 киноустановок, около 120 тысяч радиоточек, 2.500 библиотек с 5 1/2, миллионами книг, выписываются десятки тысяч экземпляров центральных газет и издается около ста местных газет.

Дело заключается в том, чтобы умело использовать все эта средства, действительно поставить их на службу культурному воспитанию рабочих. На практике же этот важнейший участок работы нередко выпадает из поля зрения отделов пропаганды горкомов и райкомов партии.

Возьмем печать. Известно, что мы далеко не полностью можем удовлетворить все запросы по индивидуальной подписке, но каждый рабочий может и должен иметь полную возможность прочитать ту или иную центральную, областную, городскую газету, или многотиражку завода. Для этого организованы, а там, где еще нет, должны быть безусловно созданы (в цехах, общежитиях, у проходных заводов, на улицах городов

и рабочих поселков, во всех местах скопления трудящихся) газетные витрины, с ежедневной сменой газет.

Следить за газетными витринами, содержать их в порядке - важнейшее дело партийных и профсоюзных организаций. Безусловно, не могут быть терпимы такие факты, когда из 25 витрин, расположенных в наиболее многолюдных местах г. Молотова, 10 марта только в трех оказались свежие газеты, когда из нескольких витрин у завода им. Дзержинского

большинство оказалось пустыми, а в одной имелся пожелтевший номер «Звезды» за 23 февраля. Такое беспечное отношение к газетным витринам является ничем иным, как пренебрежение к организации в наиболее простой и доступной форме политической информации нашего населения, непониманием того, что газетные витрины—не только вопрос культуры, но и большой политический вопрос. В 1921 году В. И. Ленин в своей статье «О работе Наркомпроса» придавал особое значение тому, чтобы правильно распределить газеты и правильно использовать их. Он указал на необходимость дать газеты в первую очередь библиотекам, читальням, для газетных витрин. Серьезного улучшения требует обслуживание рабочих театрами, клубами, кино. Нельзя дальше

терпеть такие вещи, когда в Кунгуре, например, помещение, в котором работает музкомедия, находится в самом антикультурном состоянии, где во время постановки спектаклей десятки раз в вечер выключается электрический свет.

Весьма неприглядно поставлена работа клуба завода им. Дзержинского. Это видно хотя бы из того, что здесь за последнее полугодие сменялось пять директоров клуба, а из средств, отпущенных на клубную работу, 120 тысяч рублей остались неизрасходованными.

Клубная самодеятельность свернута. Рабочие завода так отзываются о своем клубе: «В нашем клубе рабочему делать нечего, разве только отстоять вечером в очереди за билетом на кинокартину».

В запущенном состоянии находится помещение Лысьвенского городского кинотеатра «Пролетарий», кстати сказать, единственного в городе. Характерно, что некоторые работники Лысьвенского горисполкома додумались до утверждения, что театр во время войны не нужен.

Нелепость такого утверждения очевидна. Многочисленные примеры говорят о том, что большинство наших театров, кино, клубов за время войны проводят большую и важную работу по культурному обслуживанию рабочих и колхозников, дают тысячи шефских постановок для воинских частей и госпиталей. Задача сводится к тому, чтобы поднять их

работу на еще более высокий уровень, максимально приблизить к предприятиям, сделать действительными центрами культурного воспитания рабочих.

В клубах, помимо широко развернутой рабочей самодеятельности и хороших постановок, надо организовать тематические вечера, лекции, доклады, беседы по вопросам советского искусства, производственной культуры, социалистического соревнования, передового опыта стахановцев и т. д. Нужно организовать в клубах читальные залы, выставки на политические и производственные темы, привлечь к этому делу ученых, инженерно-технических работников, писателей.

Особое место в клубах должна занять работа с молодежью. Где, как не в клубе, молодежь может культурно провести часы досуга. Комсомольским организациям нужно стать настоящими хозяевами в клубах, первыми организаторами всей клубной работы. Парткомы и завкомы должны также оказать помощь нашим ученым, артистам, писателям, драматургам, инженерам в усилении их работы в общежитиях рабочих. Вечера и беседы о творческой деятельности нашей передовой интеллигенции, доклады и

лекции по литературе, искусству, новейшим открытиям и достижениями науки и техники должны стать системой.

В г. Молотове находится старейший Ленинградский академический оперный театр имени С.М. Кирова. Его пребывание нужно максимально использовать для поднятия культурного уровня рабочих. Большое советское искусство должно стать еще более массовым.

Весьма полезно организовать коллективные посещения Кировского театра, взяв пример с Нытвенского райкома партии, который недавно организовал приезд свыше 600 колхозников и колхозниц на спектакль «Емельян Пугачев». Не менее полезен коллективный просмотр рабочими таких постановок в областном драматическом театре, как спектакли «Фронт», «Нашествие», «Фельдмаршал Кутузов» и другие, имеющие громадное воспитательное значение. Еще в первые годы революции В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин по вопросу культуры и искусства говорил, что наши рабочие и крестьяне, которые «делали» революцию, защищали ее, проливали потоки крови, принося бесчисленные жертвы, заслуживают не просто зрелищ, они получили право на настоящее, великое искусство.

Тем большее значение приобретают эти слова теперь когда рабочий класс и крестьянство нашей страны прошли через трудные годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, преодолели разруху, восстановили народное хозяйство, создали мощную индустриальную и колхозную державу, оснастили свою армию передовой техникой и теперь, преодолевая лишения и трудности, вместе с Красной Армией отстаивают свободу и независимость своей родины, ускоряют час нашей победы над врагом. На службу воспитанию этого поистине героического рабочего класса и колхозного, крестьянства должны быть поставлены все средства, отданы все силы ваших пропагандистов и агитаторов и работников культуры и искусства.

___