„СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ”
В ТЕАТРЕ ИМЕНИ КИРОВА
В годы войны, в годы неизмеримо возросшего значения уральской промышленности, ленинградский театр опоры и балета им. Кирова, этот крупный и знатный театр страны принес свою славную вековую культуру сюда, на седой Урал.
Показав уральцам ряд лучших произведений мировой классики, а также создав ряд новых спектаклей на советскую тематику, Кировский театр за сравнительно короткий срок сумел завоевать большую популярность у молотовского зрителя.
Бурная творческая жизнь, которой живет театр им. Кирова, не позволила ему пройти мимо того замечательного юбилея, который с гордостью отметила вся страна — мимо празднования ХXV-летия героической Красной Армии, Театр отметил этот знаменательный юбилей исполнением произведения виднейшего советского композитора — «Седьмой симфонии» Шостаковича.
Рожденная под гром орудий, в дни голода и ленинградской военной метели, триумфально обошедшая многие страны мира, всюду вызвавшая к себе огромный интерес, эта симфония и в Молотове ожидалась с большим нетерпением. К тому же имя одного из ведущих оперных дирижеров СССР А. М. Пазовского, дирижирующего симфонией, еще больше усиливало интерес.
Театр начал работу над «Седьмой симфонией» в том же стиле, какой он установил и для всех других постановок, осуществляемых в дни войны. Об этом стиле можно сказать так: большой темп, организационная смелость и коллективная заинтересованность в качестве. Рожденный недавно, он был еще молод для театра—этот новый стиль, но война требовала военных методов работы, и театр их нашел.
Выбор произведения поставил перед кировцами ряд серьезных трудностей. Во-первых, непривычен был для них же самих этот жанр — симфония, ибо кировцы как коллектив оперного театра, привыкли к исполнению музыки, сочетающейся с театральным зрелищем; во-вторых, недостаточная подготовленность публики к восприятию чисто симфонической музыки; наконец, — творческий почерк самого произведения, его характер, его стиль.
Ведь известно, что музыкальный облик Шестаковича далеко не прост. Его язык по плечу не всякому оркестру и дирижеру. Острые гармонии, дерзкие ритмы, поражающая смелость оркестровых приемов — все это совсем не похоже на обычный, текущий репертуар старейшего академического театра нашей страны.
Однако, Кировский театр сумел с честью выйти победителем из борьбы е этими трудностями и огромная заслуга в том принадлежит художественному руководителю театра, главному дирижеру—А. М. Пазовскому.
Искренне посвятивший свою жизнь великому и большому искусству, этот музыкант всегда помнит, что большие достижения даются только большой и углубленной работой. Поэтому, как во всех предыдущих спектаклях, так и здесь, Пазовский всю кропотливую, лабораторную работу проделал сам, задолго до встречи с оркестром, посвятив последующий репетиционный период тщательной отделке и шлифовке мельчайших деталей, без которых невозможно подлинное искусство.
Он — не только крупный дирижер, но и превосходный, вдумчивый педагог, тепле либо воспитывающий вверенный ему оркестр, — сумел здесь, как и в оперных спектаклях, добиться великолепного ансамбля, добиться редкого многообразия красок и ритмов. Однако, на погоню за простой живописностью преследовал в данном случае Пазовский. Справедливо считая, что музыка Шостаковича является музыкой философских мыслей, а не иллюстрацией к той или иной бытовой сцены, он очень осторожно и вдумчиво подошел к трактовке симфонии, стремясь как можно яснее и полнее раскрыть ее внутренний углубленный смысл. В звуках этой симфонии много человечности, много мужественной и суровой правды. Иные куски ее достигают трагической силы. Тревожные ритмы, то скорбные, то грозные звучания, все это говорит о суровых днях нашей действительности. В этой музыке слышатся и ужас войны, и вера в будущую победу. Оттого она приобретает такой острый в волнующий смысл в наши дни.
Видимо, А. М. Пазовский, как большой художник, прекрасно это понял. Сознавая большую ответственность, которую он взял на себя. Пазовский при разучивании «Седьмой симфонии» был в вывшей степени требователен к оркестру, однако, необходимо отметить, что требовательность его к самому себе была едва ли не еще большей. Может быть эта требовательность истинного художника, беспрерывное творческое горение и неустанные, искания средств для достойного воплощения нашей эпохи в искусстве, может быть, эти качества и позволили ему как в данном случае, так и в предшествующих, достичь большой принципиальной высоты, найти основную черту, проходящую красной нитью сквозь его творчество, черту, которую можно назвать тягой к монументальному.
«Седьмая симфония» Шостаковича едва ли не самое монументальное произведение современности, оказалась поэтому далеко не случайной в творческом пути Пазовского. Исполненная с большим мастерством, темпераментом и чувством подлинной масштабности, она создала новую главу в творческой жизни театра, продолжающего в дни суровых и тяжелых испытаний все так же неустанно содействовать развитию нашего советского искусства.
Говоря о дирижере и композиторе, нельзя не сказать об оркестре, этом крупнейшем и сильнейшем коллективе Кировского театра.
Великолепная дисциплина, большая исполнительская культура и осмысленность исполнения вновь доказали, что этот оркестр не случайно занимает одно из первых мест в Союзе. Прекрасная и благородная звучность, без крикливой форсировки и дешевых эффектов придает большую художественную цельность и строгость исполнению. Видимо, этому не мало способствует как общий, весьма высокий музыкальный уровень артистов оркестра, так и участие в нем ряда прекрасных музыкантов-солистов: Парашина, Хаита, Бундовского, Вольф-Израэля, Кузнецова, Райтера, Каранта, Степанова, Шумского, Борисенко, Федорова, Шоллар, Болотина, Кузнеца и многих других.
Творческая, встреча Шостаковича с Кировским театром увенчалась несомненным и крупным успехом, выходящим по своему значению далеко за пределы Урала. Исполнение «Седьмой симфонии» стало радостным событием для всех, кому искренне дорого советское искусство, и наша общественность вправе с нетерпением ожидать от театра и его главного дирижера дальнейших, столь же плодотворных п замечательных по своему качеству работ.
Георгий ФАРДИ.