Оружием искусства

А. М. ПАЗОВСКИЙ- главный дирижер театра оперы и балета им. Кирова, трижды лауреат

Сталинских премий, народный артист СССР

Музыка в действии, а не действие под музыку — только так понимаю я природу оперного спектакля. Раскрыть сущность музыкальной партитуры, а не содержание либретто — всегда ставил я своей основной задачей, обращаясь к работе над оперным произведением. Глубокую ошибку допускают те деятели музыкального театра, которые идут при Создании спектакля от текста оперы, а не от музыкального разрешения партитуры композитора. Это я не раз наблюдал в течение долгих лет своей творческой работы в театре.

На основе глубокого анализа музыкальной драматургии создал наш театр за последние годы свои «программные» спектакли: «Сказку о царе Салтане» — Римского-Корсакова, «Ивана Сусанина» — Глинки и «Чародейку» — Чайковского. Высокая правительственная награда, сейчас полученная нами за спектакль «Емельян Пугачев», укрепляет нас в уверенности, что мы идем правильным путем.

Еще задолго до 25 годовщины Октября нам было ясно, что отметить эту великую дату наш оперный театр должен постановкой монументального произведения советского композитора.

Мы хотели, чтобы сами музыкальные масштабы опоры отвечали масштабам великой юбилейной даты, чтобы автором ее выступил новый советский композитор, взращенный новой советской культурой. И чувство большого удовлетворения испытываем мы, видя, что не ошиблись в своем выборе, обратившись к опере Мариана Коваля «Емельян Пугачев».

В чем основные музыкальные достоинства этой оперы? Не только в большой искренности и задушевности, в творческом проникновении композитора в природу русского народного мелоса. Все эти качества Мариан Коваль сумел сочетать с глубоким проникновением в героический дух великого русского народа, создал произведение, которое говорит о борьбе русского народа за свою свободу, свою независимость. От этого историческая опера Коваля звучит боевым патриотически произведением наших героических дней.

Присуждение композитору и руководителям спектакля «Емельян Пугачев» — главному режиссеру Л. В. Баратову, художнику Ф. Ф. Федоровскому и мне Сталинских премий позволяет надеяться, что театр сумел создать нужное сегодня патриотическое произведение.

Чувство огромного воодушевления испытываем все мы в связи с новым проявлением заботы партии и правительства о росте советской культуры даже в суровые дни великой отечественной войны. И чувство большого радостного волнения переживаем мы за столь высокую оценку нашей работы. Нашу радость мы делим со всем коллективом театра им. С. М. Кирова, который своей дружной напряженной работой дал возможность полноценно осуществить постановку «Емельяна Пугачева».

Люди, искренне решившие посвятить свою жизнь музыке, как великому искусству, музыке, пробуждающей в человеке все его лучшие качества, помогающей лучше видеть, чувствовать и познавать жизнь, берут на себя не только почетную задачу, но и огромную ответственность перед обществом. Эта ответственность повышается во много раз сейчас, в суровые дни отечественной войны, когда искусство стало также оружием, направленным на врага. Хочется верить, что наш спектакль «Емельян Пугачев», говорящий о героическом прошлом нашей родины, вместе с тем укрепляет мысли, чувства и волю советского человека в его сегодняшней борьбе и тем самым служит общему дкелу победы над врагом нашей великой родины.

В Союзе советских архитекторов

С первых дней отечественной войны Молотовское отделение Союза советских архитекторов полностью перестроило свои планы в соответствии с новыми требованиями. Особое внимание было уделено освоению местных строительных материалов, массовому строительству и подготовке кадров для будущих восстановительных работ.

В ближайшее время об’являются конкурсы на монументы героям отечественной войны и на типы домов для массового индивидуального строительства.

Кроме того, союз начал работу по изучению художественного наследия Урала и охране памятников архитектуры.

Пред. Молотовского отделения Союза советских архитекторов В. ЧЕРНОВ.