Усилить партийный контроль над организацией труда шахтеров
Кизел—это город угля. Поэтому основной военной, хозяйственной и политической задачей партийной организации нашего города является всемерное увеличение добычи угля. К этому призывают нас и решения XI пленума обкома ВКП(б).
За время отечественной войны добыча угля в Кизеле выросла больше чем на 60 процентов. Но мы еще далеко во удовлетворяем тех требований, которые пред'являет угольному Кизелу военная промышленность Урала. Темпы роста добычи угля четко определяются все возрастающий государственным планом. Поэтому успокаиваться на достигнутых результатах значило бы допустить непоправимую политическую ошибку. Сейчас тревога за рост добычи угля в Кизеле должна особенно усилиться потому, что многие шахты в первые два месяца текущего года работали значительно хуже, чем в прошлом году.
Основная причина снижения темпов роста добычи угля в некоторых шахтах заключается в том, что первичные парторганизации ослабили контроль за организацией труда и перестали следить за обучением новых кадров.
Наши шахты не испытывают недостатка в рабочей силе. Наоборот, они даже перенасыщены ею. Но среди шахтеров много новых людей, недавно пришедших в угольную промышленность. Однако, вместо того, чтобы серьезно заняться организацией труда шахтеров в лавах и забоях некоторые руководители встали на белее легкий путь. Они незаконно увеличивали число рабочих, и следовательно и фонд зарплаты, но не подумали о повышении производительности труда шахтеров. Так, например, на шахте «Комсомолец», вследствие увеличенного количества навалоотбойщиков, сменные наряды выдавались значительно ниже установленных норм выработки.
Целый ряд грубейших извращений в организации труда и зарплаты вскрыла бригада угольного отдела горкома ВКП(б) на шахте им. Ленина. На участках №№ 5, 9 и 10 организация труда строилась так, что отбоекрепильщики, решающие успех добычи угля, не были заинтересованы в выполнении сменного наряда. Неправильно построены учет и оплата труда. Отбоекрепильщикам платили не с тонны угля, как это должно быть, а по числу нагруженных вагонеток под скатом. Таким образом, уже самая организация оплаты за труд явилась тормозом в выполнения сменных нарядов. Отбоекрепильщик оказался в зависимости от работы шахтного транспорта. У него отпала материальная заинтересованность в высокой производительности на отбойке угля.
Руководители шахты им. Ленина признали, что подобная система учета и оплаты труда порочит политику зарплаты и коренным образом изменили ее. Но нет гарантии, что подобные извращения не имеют место еще на других шахтах нашего района.
При изучении нами причин слабой работы шахтного транспорта на шахте им. Ленина вскрыты серьезные недостатки и другого порядка. В свое время коллектив транспортного цеха здесь был переведен на двухсменную работу по 12 часов. При этом машинистам электровозов производственное задание и заработная плата начислялись из расчета 8-часовой нормы. Больше того, из расчета 8-часового рабочего времени они получали даже прогрессивные доплаты.
Таким образом, на одну и ту же работу количество времени и средств было незаконно увеличено в полтора раза. Внешне казалось, что все машинисты работали хорошо и даже перевыполнили нормы. Между тем подземный транспорт с вывозкой угля не справлялся.
Разобравшись в этом, мы потребовали от руководителей упорядочить организацию труда и рекомендовали перевести коллектив транспортного цеха на трехсменную работу. После этого машинистам электровозов пришлось крепко подтянуться. Норму им надо было уже выполнять не за 12 часов, а за 8. В результате шахтный транспорт начал работать значительно лучше.
Забвение важнейших принципов организации труда партийными и хозяйственными руководителями привело к серьезнейшим искажениям системы зарплаты на ряде шахт треста «Кизелуголь». Например, важнейшая категория рабочих—навалоотбойщики по высоте зарплаты должна занимать второе место, а она оказалась на седьмом. Подобные же факты приводя к снижению производительности труда на шахте им. Володарского. Если сменная производительность каждого рабочего здесь в декабре составляла 6,.83 тонны угля, то в январе она снизилась до 5,36 тошны.
Примеров, характеризующих запущенность организации труда, можно было бы привести много. Но и так ясно, что заведующие шахтами перестали заниматься даже самыми элементарными вопросами. Эго могло произойти только потому, что партийные руководители шахт устранились от контроля за хозяйственными делами, не проявляют необходимой заботы о правильной организации и оплате труда горняков, поверхностно руководят производством.
Многие наши партийные руководителя не разбираются в делах своих шахт, недостаточно глубоко вникают в детали технологического процесса И, как правило, там, где коммунисты слабо занимаются производством, там больше произвола и в организации труда.
Решения Совета Народных Комиссаров СССР обязывают угольщиков вплотную заняться вопросами организации труда. Наращивание добычи угля в 1943 году должно пойти главным образом за счет дальнейшего освоения производственных мощностей шахт, а это немыслимо без крутого под'ема производительности труда каждого рабочего.
Каковы сейчас требования наших шахтеров? Во-первых, забойщику, навалоотбойщику или проходчику нужен достаточный фронт работы, который должен соответствовать его личным особенностям. Во-вторых, для него своевременно должно быть приготовлено рабочее место. Это не простое требование, а государственная постановка вопроса. Но этого глубокого смысла требований шахтеров многие наши низовые парторганизации не поняли и стремление горняков к более правильной и совершенной организации труда не поддержали.
Наведение порядка в трудовых процессах и внедрение скоростных методов работы, которые обеспечат высокую производительность шахт, это как раз то главнее, над чем должны серьезно задуматься партийные организации Кизела. Они обязаны немедленно помочь хозяйственным руководителям вскрыть и устранить недостатки в организации труда, усилить партийный контроль на шахтах, наладить точную, придирчивую проверку исполнения своих решений, привлекая к этому широкий круг шахтеров, инженеров и техников
Е. ПУШКАРЕВ-
секретарь Кизеловского ГК ВКП(б) по промышленности.