Великий русский писатель

75 лет назад родился Алексей Максимович Горький, величайший пролетарский писатель, которому суждено было своим творчеством составить эпоху в истории русской литературы. Горький явился гениальным продолжателем лучших традиций классиков и, одновременно, основоположником литературы пролетарской, творцом социалистического реализма.

Классики русской литературы нарисовали картину страшного гнета в царской России. В их произведениях звучала искренняя любовь к родине, к своему народу, но они не видели (и не могли еще видеть в XIX веке) выхода, из той душной тюрьмы, какой была царская Россия.

Горький пошел дальше. Он лучше, чем кто-либо другой видел и испытал гнет русского самодержавия. Своим великим талантом Горький повергал в прах больших и малых идолов царизма, разрушал идеологические устои старого мира. Но он не останавливался в раздумья перед неизвестным будущим. Он страстно звал на борьбу за новую светлую жизнь. Он верил, что великий русский народ таит в себе силы, способные разорвать цепи, сковывавшие его, разрушить старый мир и построить счастливую, свободную жизнь.

Поэтому в творчестве Горького на фоне мрачного звучания страданий народных мы ясно слышим громкие призывы к борьбе, звучащие, как набат. Мы слышим звуки, предвещающие бурю, грозную и величественную, как стихия. «Пусть сильнее грянет буря!».

Мы видим, как с алыми знаменами народ идет на баррикады, идет на священный смертный бой за жизнь. И в финале замечательной «Песни о буревестнике» слышится торжественная песня победы, полная яркого оптимизма, светлый гимн свободному труду и человеку.

Это и есть горьковская музыка, которая так страстно волнует, приподымает человека, заставляет его оглянуться на себя и сказать словами древнего мудреца; «Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, — зачем я?». Горький заставляет человека почувствовать себя представителем народа, служение которому есть святая святых каждого настоящего человека.

«Учитесь быть нужным человеком для людей и это удовлетворит вас многими радостями», — говорит Горький.

Он был величайший гуманист. Он создал культ человека. Человека с большой буквы, человека полубога, который единственный из всего живого мира обладает удивительным даром природы — способностью к сознательному труду, творчеству. «Человек — это звучит гордо!» — писал Горький. Но он видел, что в недрах старого общества труд не ценится, а следовательно, не ценится и человек, и вся жизнь становится бесчеловечной, пошлой и ложной. Поэтому у Горького благородная любовь к человеку переходит в страстную борьбу за освобождение труда, и человека, против всего, что унижает, уродует, калечит людей, что мешает им достигнуть того идеала, к какому должен стремиться человек - творец.

Творчество Горького — гимн созидательному труду — самому прекрасному и благородному качеству человека. Никто в мировой литературе не рисовал так умело величайшее счастье труда, как рисовал его Горький. В труде Горький видел великую революционную силу народа, доказательство его непобедимости. Горький был глубоко убежден, что страна, где труд сделался делом чести, славы, доблести и геройства, — такая страна непобедима. И Горький любил эту страну, страну Советов, всей своей благородной душой. В своей статье «Десять лет» Горький писал:

«Всю мою жизнь я видел героями только людей, которые ставят целью себе освобождение всех сил человека для творчества, для украшения нашей земли, для организации на ней форм жизни, достойных человека.

Большевики стремятся к этому с явным для всех честных и не ослепленных злобой успехом, с изумительной энергией».

Горький был подлинным патриотом своей родины, образцом того, как надо любить свою страну и свой народ. Он писал: «...Я вижу русский народ исключительно, фантастически талантливым, своеобразным... Я думаю, что когда этот удивительный народ отмучается от всего, что изнутри тяготит и пугает его, когда он начнет работать с полным сознанном культурного и, так сказать, религиозного, весь мир связующего, значения труда — он будет жить сказочно геройской жизнью и многому научит этот и уставший и обезумевший от преступлений мир».

Болезнь заставляла Горького подолгу жить за границей. Но, будучи далеко от своей родины, он томился по ней, он внимательно следил за всей политической и культурной жизнью ее. Вернувшись в 1928 году после шестилетней разлуки в Советский Союз, Горький сейчас же предпринял путешествие по стране, посетив Мичуринск и Баку, Нижний Новгород и Крым. Везде он видел кипучую деятельность, гигантское строительство начавшихся пятилеток, широкую культурную жизнь. Впоследствии он писал: «Мы живем в счастливой стране, где есть кого любить и уважать. У нас любовь к человеку должна возникнуть, — и возникает- — из чувства удивления перед его творческой энергией, из взаимного уважения людей к их безграничной трудовой коллективной силе, .создающей социалистические формы жизни, из любви к партии, которая является вождем трудового народа всей страны и учителем пролетариев всех стран».

Из безграничной любви к родине вытекала священная ненависть Горького к ее врагам. Ведь только тот не знает ненависти, кто весь век никого не любил. В страстных публицистических статьях Горький клеймит позором врагов внутренних и внешних, смеющих посягать на счастье великого народа. Предвидя грядущую борьбу, Горький призывал народ к бдительности и боевой готовности. Он радостно приветствовал каждый шаг в деле укрепления обороноспособности нашей родины. С великой любовью он относился к Красной Армии. Однажды, выступая на собрании бойцов и командиров, Горький сказал: «...Не буду много говорить. Я скажу только: да здравствует Красная Армия — величайшее создание революции рабочих и крестьян! Да здравствует Красная Армия и ее командиры! Да здравствует прекрасная страна, которая дает такие изумительные силы, способные в столь короткий срок сделать такую изумительную работу!».

Всеми силами души ненавидел Горький фашизм. Предостерегая человечество от опасности коричневой чумы. Горький писал: «Фашизм, по сути его является организацией отбора наиболее гнусных мерзавцев и подлецов для порабощения всех остальных людей... Вышеназванные мерзавцы и подлецы... озабочены расширением и укреплением наглого и откровенного деспотизма, небывалого по бесчеловечию порабощения трудового народа. Термины «подлецы» и «мерзавцы» я употребляю только потому, что не нахожу более сильных».

Предвидя возможность вероломного вторжения фашистов в Советскую страну, Горький писал, обращаясь к советским людям: «Если вам придется выйти на поле битв.. — на этот последний бой выйдет первая в мире армия, каждый боец которой будет совершенно точно и ясно знать, за что он борется, кто его действительный враг, будет знать, что враг этот обречен историей на гибель, и что гибель его — начало счастья трудящихся всей земли».

Подлые агенты Фашизма убили Горького. Он погиб, как боец, на боевом посту. Но не умрет правдивое слово страстного бойца за счастье человека, друга Ленина и Сталина, великого русского писателя.

Презренная банда напала на нашу страну. Около двух лет идет тяжелая кровопролитная борьба.

Фашизм, за десять лет своего владычества, воспитавший лишь тысячи бандитов, нравственно изуродованных двуногих зверей, с диким восторгом убивающих неповинных людей, — обречен на гибель и он погибнет!

Россия, породившая величайших гениев—Ленина и Сталина, породившая великого Горького, рождающая в дыму сражений тысячи подлинных героев битв и труда. — Россия будет жить! Она бессмертна!

Н. ШУКОВ.