Непрестанно заботиться о детях
Во время войны детвора наши и подростки, притом условии, что родители, как правило, очень заняты, оказались без достаточного семейного надзора. А безнадзорность, как известно, нередко приводит детей к преступлениям. Их можно предохранить от этого, постоянно заботясь о полезной занятости детворы, организуя строгий, требовательный и вместе с тем бережный и внимательной общественный надзор.
С этой целью школы, клубы и другие воспитательные учреждения проводят большую внешкольную и внеклассную работу: организуют детские вечера, кружковые занятия, посещения кино, театров, выставок. Массы детей участвуют в смотрах детской художественной самодеятельности, в спортивных состязаниях и кроссах. Комсомольские и пионерские организации через тимуровские команды, субботники, сборы мобилизуют энергию детей и подростков на помощь государству. Выявляют безнадзорных детей и органы общественного надзора. Большая помощь оказывается у нас малообеспечённым детям - создаются интернаты, детские площадки, дома отдыха. Всё это делается, чтобы возместить ослабившийся со стороны родителей контроль, уберечь детей от влияния улицы, преступных элементов.
Но всего этого мало. Чтобы убедиться в этом, достаточно знать, что ежедневно только в г. Молотове значительное количество городских детей и подростков попадается в нарушениях общественного порядка.
Что же нужно сделать, чтобы уберечь детей и подростков от безнадзорности и беспризорности? - Прежде всего, навести надлежащий порядок во всех учреждениях города, призванных воспитывать и учить молодое поколение, организовывать его на полезные дела. Например, нельзя терпеть, чтобы в самой школе дети оставались незанятыми, просиживали зря уроки лишь потому, что не вышел на работу учитель. А это имеет место почти во всех школах. Нельзя, чтобы в перемены школьники оставались без игр, учительского надзора.
Недопустимо далее терпеть, чтобы школьники и другие подростки, хотя бы в небольшом количестве, часами болтались без дела на рынках, вокзалах, около кино, театра, цеплялись бы на улицах за машины, превращали бы трамваи в места лихачества, в места преступных делишек. Надо полностью прекратить пребывание детей и подростков без родителей дальше положенного часа на улицах и в общественных местах, нужно обязать работников всех учреждений требовать от детей и подростков безоговорочного выполнения правил поведения.
Особо следует сказать о внеклассной и внешкольной работе. Объём её совершенно недостаточен по сравнению с массой детей. Стыдно сказать: в городе с десятками школ и других воспитательных учреждений, имеющим вузы, научно-исследовательские учреждения, внеклассными и внешкольными мероприятиями охвачено только 25-30% детей - школьников. Например, в Молотовском районе из 9.000 школьников только 1.500 участвует в этих мероприятиях.
Что же касается вовлечения в эту работу подростков, бросивших в школу и работающих теперь на заводах, в местной промышленности - сапожных, портновских и других мастерских, то с ними дело обстоит ещё хуже. Они полностью предоставлены самим себе и полезного времяпрепророждения в их свободные часы никто не организует. Не случайно в числе нарушителей общественного порядка эта категория детей занимает самое большое место.
Очень неправильным является то, что преобладающем видом внеклассных и внешкольных занятий с детьми являются кружки, носящие развлекательный характер - балетные, драматические, акробатические и т.д. Мало предметных и военных прыжков. Естественно, что такая односторонность не удовлетворяет запросов всех детей. Необходимо сделать её многообразной.
В частности, надо принять все меры к привлечению внимания детей и подростков к технике, к общественно - полезной работе. Детское техническое творчество должно быть развёрнуто никак не меньше, чем художественная самодеятельность, а больше. Ведь это не только способ занятия досуга ребят, но и серьёзное средство их технического просвещения, средство практической подготовки к самообслуживанию, к оказанию помощи государству.
Почему бы во всех производственных клубах города не оборудовать комнаты детского технического творчества? Почему бы ряд гаражей не использовать для распространения знаний по автотехнике? Тогда занимающийся в таком кружке школьник не стал бы цепляться крючком за авто.
У нас есть радиоузел, АТС, электросеть и другие подобные организации. Почему бы школам не организовать из школьников 5-10 классов своего рода производственные дружины и в порядке кружковых занятий не дать им знания по технике этих отраслевых учреждений.
Несомненно, что на таких заводах, как им. Сталина или им. Молотова, можно найти с помощью заводских общественных организаций и место, и минимальное оборудование, отходы для организации работы по детскому техническому творчеству, моделированию, конструированию и даже настоящему изготовлению предметов практического обихода. А ВУЗы, научно-исследовательские институты разве не имеют возможности на базе своих кабинетов развернуть научно-техническое просвещение школьной молодёжи в порядке внешкольных занятий? Имеют, да ещё какие!
Мы перечислили только часть возможностей организации внеклассной и внешкольной работы, не упомянув, например, мичуринской, вообще юнатской работы и других видов внеклассной и внешкольной работы.
Мы видим, что есть все возможности для полнокровного разворота внеклассной и внешкольной работы с детьми. Недостаёт лишь твёрдой организаторской руки, которая объединила бы все эти возможности и привела бы их в движение. Недостаёт государственного подхода к этому делу ни со стороны органов народного образования, ни со стороны комсомольских и профсоюзных организаций. Пора им по-настоящему взяться за внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками. Время не ждёт.
А. КОРШУНОВ –
Зав. кафедрой педагогики
Молотовского пединститута.