Обеспечить бесперебойную и высокопроизводительную работу газогенераторных тракторов

Готовясь к предстоящим полевым работам, МТС в первую очередь должны привести в боевую готовность газогенераторные тракторы.

Факты говорят, однако, о том, что многие руководители МТС до сих пор мало что делают в этом отношении. Очерская МТС имеет, например, свою мастерскую капитального ремонта. У нее есть все условия для реставрации и изготовления новых запасных частей на месте. Несмотря на это из 15 тракторов не отремонтировано пока ни одного. Повинны в этом и районные организации, которые совсем не интересуются ремонтом газогенераторных тракторов.

Плохо идет ремонт в Верещагинском, Кишертском, Еловском и ряде других районов.

Кроме организационных неполадок ремонт газогенераторных тракторов задерживается в некоторых МТС и недостатком запасных частей. Еще в августе прошлого года исполком областного Совета депутатов трудящихся и обком ВКП(б) обязали директоров заводов изготовить ряд запасных частей, необходимых для ремонта. Но выполнил заказ на запасные части пока только завод им. Молотова, да частично приступил к выполнению заказа завод им. Дзержинского, другие же, например, завод им. Сталина и Добрянский, не сделали еще ни одной детали.

Такая медлительность далее нетерпима. Заводы могут и должны помочь МТС.

В то же время надо полностью использовать и все те возможности, которыми располагают МТС для изготовления и реставрации недостающих запасных частей в своих мастерских, из своих материалов.

Наиболее дефицитными запасными частями являются поршневые пальцы, звенья гусениц, подшипники опорных катков и шестерни коробки скоростей.

Поршневые пальцы как показывает опыт передовых МТС, можно, например, восстановить за счет расширения внутреннего диаметра путем пропуска пуансона. Внутренний диаметр пальца равен 35 миллиметрам. Расширяя палец на 0,5 миллиметра, диаметр можно довести до 39 миллиметров, т. е. может быть допущено четырехкратное расширение пальца.

При расширении пальцев необходимо выдержать следующий режим: в кузнечном горне или термической печи пальцы нагреваются до температуры 950—1000 градусов, в закрытых ящиках в карбюрезаторе (древесный уголь в смеси с десятью процентами кальцинированной соды) в течение 2—3 часов. Это необходимо делать для того, чтобы углевод не выгорал с поверхностного слоя пальцев и сохранилась их прежняя твердость.

После расширения пальцы калятся в масле при 800 —820 градусах и отпускаются при 180— 200 градусах. После закалки твердость пальца должна быть не ниже 52 единиц по Раквеллу, шкала С. Если твердость ниже 52 единиц, то пальцы вновь цементируются.

Кроме этого, поршневой пялец трактора СТЗ-НАТИ может быть сделан из поршневого пальца трактора ЧТЗ-60. Делают обсадку пальца ЧТЗ-50 до диаметра увеличенного пальца НАТИ (48.3 миллиметра) или по отверстию поршня и укорачивают его до 107,5 миллиметра. Режим термической обработки выдерживается такой же, что и при расширении пальцев трактора НАТИ.

Звенья гусениц выходят из строя, как известно, из-за разработки соединительных ушек (гнезд пальца). Восстановление гнезд можно произвести одним из следующих способов: во-первых, прорвавшиеся ушки оттачивают на наждаке так, чтобы их концы в горячем состоянии можно было соединить на пальце гусеницы. В ушко вставляют палец гусеницы, на который закатываются концы ушка. После закатки концы ушка наплавляются газовой или электрической сваркой. Во-вторых, если ушки звена сильно изношены, то звенья нагревают в горне до вишневого цвета и отрубают изношенную проушину. В звене пробивают 4 десятимиллиметровых отверстия: первые отверстия на 25 миллиметров от края ушка и на том же расстоянии между собой, а вторые—на 50 миллиметров дальше первых.

Для ушек берется рессорная сталь 75x10x275 миллиметров. Кузнечным способом она навертывается на палец и накладывается на звено снизу так, чтобы наложенная пластина не нарушала беговую дорожку. После разметки пластина приклепывается к звену четырьмя заклепками. Со стороны беговой дорожки звена заклепки следует ставить скрытые.

Подшипники опорных катков взаимозаменяемы с подшипниками передних колес трактора СТЗ- 401.0 и передкового голоса комбайнов «Коммунар» Там, где нет этих подшипников, нужно организовать их изготовление. Хороший пример показал старший механик Пермско-Березовской МТС тов. Мансуров. Он начал изготовлять новые подшипники в своей мастерской. Обойму подшипника он делает из выбракованной полуоси или вала № 44, ролики точит из штангой толкателя, из шатунных болтов или перешницовывает от подшипника № 4020. Розетка подшипника делается из листового железа, путем штамповки и сверки ее в стык. Сделанные т. Мансуровым подшипники проработали сезон 1942 гола и оказались пригодными к дальнейшей работе.

Ремонтировать изношенные или выкрошенный зубья - шестерен следует путем наварки электродом диаметром 4—5 миллиметров, марки 4, проволокой из клапановой пружины или шатунных болтов.

Перед наваркой зубья зачищаются до металлического блеска, шов накладывается вдоль зуба или шлиц с припуском на обработку 2—2 миллиметра.

Наплавка, производится пламенем с избытком апетилена для предохранения углерода от выгорания. Посла наплавок шестерни обрабатываются на станках или вручную и дается термическая обработка при таком режиме: закалка при температуре 820 градусов с охлаждением в масле и отпуск при температуре 200—300 градусов. Кроме этого необходимо широко применять перевертывание шестерен для работы другой стороной зуба.

Большим недостатком в работе газогенераторных тракторов в прошлом году было то, что они были разбросаны по одному в бригаде. Это нельзя допускать в нынешнем году. В каждой бригаде должно быть по меньшей мере два-три трактора. Исходя из этого, нужно сейчас же обеспечить заготовку газогенераторного топлива в тех колхозах, где намечается работа тракторов.

На газогенераторные тракторы надо поставить хорошо подготовленных и опытных трактористов и обязательно в две смены. Каждую бригаду необходимо обеспечить исправным инвентарем и инструментом. Только при тщательной всесторонней подготовке можно обеспечить бесперебойную и высокопроизводительную работу в течение предстоящих полевых работ.

Г. ДАЖИН-главный инженер облзо.