НА ПОСЛЕДНЕМ ПЛАНЕ

Перед нами таблица – итоги работы треста «Кизелшахтстрой» за 1942 год и первый квартал 1943 года. Проанализируем цифры и попробуем кое-что сопоставить.

План промышленного строитель шахт выполнен в минувшем году на 113 процентов, строительство жилищ для шахтеров на много отстало—план выполнен едва на 80 процентов. Еще более неприглядны результаты первого квартала нынешнего года. Промышленное строительство — 84 процента, жилищное—41. Много десятков тысяч рублей, выделенных государством именно на улучшение жилищных условий угольщиков, застряли без движения в недрах трестовских канцелярий. Около 10.000 кв. метров жилой площади должны были получить и не получили кизеловские горняки.

Почему в «Кизелшахтстрое» получается такой огромный разрыв между введением в строй новых шахт и созданием нормальных условий жизни для рабочих? Почему важнейшая часть строительной работы отодвинута на последний план?

Управляющий трестом т. Звоницкий, начальник строительного отдела т. Зудинов обстоятельно выкладывают причины. Не хватает квалифицированной рабочей силы. Множество строителей переведено на подземные работы и погрузку угля. Недостает внутрипостроечного транспорта. Подводит с доставкой материала железная дорога. Но среди множества причин, названных руководителями треста, пропущена главная – недооценка ими же самими так называемого социально-культурно-бытового строительства. В откровенном разговоре т. Звоницкий и тот же Зудинов попросту признаются:

- Мы нажимаем на шахты. Общежития, бани, клубы, больницы – это, в конце-концов может повременить. Угол, уголь нужен.

Конечно, уголь стране нужен, это верно. Но много ли угля выдают на гора те же коспашские шахтеры, которые, милостью «Кизелшахтсщроя» живут в дырявых, неоштукатуренных общежитиях с протекающими крышами? Как чувствуют себя рабочие и работницы шахты № 9—10, где уже 6 месяцев строят и никак не могут достроить баню? В Коспашском поселке до сих пор не выстроена больница, хотя и на это давно отпущены средства. Строители нашли выход: приспособили под больницу новое общежитие, но этим самым лишили жилья по меньшей мере пятьдесят человек. А клуб, под который давно отведена площадка? А хлебопекарня, где уже полтора месяца тянется кладка печи? А водопровод, из- за отсутствия которого страдают сотни людей?

И если разобраться посерьезнее в том, почему упала добыча угля в бассейне, то окажется, что и теснота в общежитиях, и отсутствие воды, и недостроенные больница и клуб—все это имеет прямое влияние на количество выдаваемого угля.

Нелегко сейчас строить, это правда. Туго с лесом, железом, стеклом, трудно с рабочей силой. Со всеми этими доводам можно и согласиться и даже посочувствовать строителям. С одним только согласиться никак нельзя - что строительство жилищ, больниц, пекарен, клубов - дело второстепенное. Этого, к сожалению, не понимают руководители «Кизелшахтстроя».

М Владимирова