Как поссорились Иван Хрисанович с Арсением Васильевичем

Не в Миргороде, а в Чусовом поссорились между собой два почетных мужа, два руководителя—Иван Хрисанович Кротов- директор металлургического завода и Арсений Васильевич Тищенко — начальник строительства.

Ссора между ними вышла не из-за ружья, не из-за бурой свиньи и мешка с овсом. Нет, руководителей произошло другое — недоверие друг к другу, которое созрело на почве ведомственного отношения к делу. Иван Хрисанович и Арсений Васильевич перестали быть хозяевами своих слов. Стали много обещать и мало делать. В этом отношении Арсений Васильевич далеко перещеголял Ивана Хрисановича, Он горазд от души потешить обещаниями и себя и других. Ему ничего не стоит назначить сроки окончания строительных работ, а затем спокойно забыть о них.

Но с чего же все началось? Где зародилась ссора?

Иван Хрисанович и Арсений Васильевич повстречались в Чусовом не так давно. За этот период строители в рекордный срок выстроили доменную печь. Все восхищались темпами стройки. Восхищался и директор завода. Выступая на митинге в день задувки домны, он говорил: «Сделана замечательная домна. Наша задача — быстро освоить ее мощность и дать стране как можно больше металла».

Но... в кулуарах заводоуправления еще за несколько дней до задувки печи между эксплоатационниками и строителями шли крупные разговоры. Дело в том, что перед задувкой печи специальная приемочная комиссия представила директору завода и начальнику строительства об’емистую папку бумаг с претензиями по строительству домны. В то время Иван Хрисанович, указывая на ряд существенных недоделок, спрашивал Арсения Васильевича:

— А это вы когда закончите?

— Ну, что вы, Иван Хрисанович. Ей богу, зря беспокоитесь,— говорил Арсений Васильевич, — ведь мы вам выстроили домну, а это для нас пара пустяков.

Иван Хрисанович поверил на доброе слово начальника. И с этого все началось. На другой день после задувки печи строители со своим скарбом ушли на другие об’екты, предварительно дав себе долгую передышку в работе. И с тех пор очень редко вспоминают о недоделанных работах. Эксплоатационники же с нетерпением ждут, когда строители установят насос в скиповой яме, конденсатор, провод к воздуходувке, резервный насос, наладят как следует ширококолейные и узкоколейные железнодорожные пути и т. д. и т. п. Но строители не торопятся, несмотря на то, что все сроки окончания недоделанных работ давно истекли.

Бывают времена, когда эти два руководителя встречаются на строительстве разливочной машины. Тогда Иван Хрисанович косо смотрит на Арсения Васильевича, потому что последний уже четвертый раз обещает закончить разливочную машину, а воз и ныне там.

А когда Ивана Хрисановича и Арсения Васильевича, судьба нечаянно сведет на строительном об’екте «Белый камень», то они здесь вообще не смотрят друг на друга, а быстрым взглядом отыскивают свои легковые машины, чтобы скорее раз’ехаться.

Почему, спросите вы, они не хотят видеть друг друга? Да как же! Ведь уже пятый раз устанавливались обоюдные сроки окончания строительных работ по этому об’екту (последний срок был 10 апреля), и все они оказались дутыми. На «Белом камне» еще немало работы.

Но и у Арсения Васильевича к Ивану Хрисановичу есть немало законных претензий. Завод недопустимо затянул изготовление простейших металлоконструкций для некоторых об’ектов. Он еще недодал строителям около 650 тонн металлоконструкций. Сроки изготовления также давно прошли. Конечно, это не может служить оправданием того, что строители программу первого квартала выполнили всего лишь на 56 процентов.

Несмотря на то, что коллектив строителей работает с большим отставанием, начальник строительства и директор завода, вместо подлинно деловой взаимопомощи, продолжают жить на ножах, попрежнему непримиримы. Из поведения руководителей явствует, что у них появилось сугубо ведомственное отношение к государственному делу, притупилось чувство ответственности перед родиной.

Г. ТИТЛЯНОВ.