НАТАН АЛЬТМАН
(К 35-летию художественной деятельности)
Исполнилось тридцать пять лет творческой деятельности одного из крупнейших советских художников Натана Исаевича Альтмана.
Уже в первое десятилетие своей деятельности Н. И. Альтман занял самостоятельное и глубоко индивидуальное место в развитии современного искусства. Уже тогда в его работах ясно выявились характерные творческие устремления художника — поиски новых и строгих средств выразительности, протест против мещанского застоя в искусстве, борьба с тем мнимым искусством, которое являлось плодом сытого паразитического буржуазного сознания. Вот почему вместе с другими выдающимися представителями русского искусства Н. И. Альтман с первых же дней великой Октябрьской социалистической революции активно включается в борьбу за строительство советской художественной культуры, ведет большую организаторскую, общественную работу.
Интенсивна творческая работа Н. И. Альтмана во многих жанрах изобразительного искусства.
Крупнейшим событием в творческой биографии художника была работа в 1920 г над скульптурным портретом Вл. И. Ленина, осуществленная им с особого согласия В. И. Ленина. Плодом этой шестинедельной работы с натуры явился замечательный бюст В. И. Ленина и серия исключительных, мастерски выполненных, получивших мировую известность зарисовок (хранятся в центральном музее Ленина в Москве), сделанный в кабинете Владимира Ильича в Кремле, в дни работы В. И. Ленина над книгой «Детская болезнь левизны».
Н. И. Альтман с равным успехом проявил себя в самых различных видах изобразительного искусства — живописи (портрет, пейзаж), графике (портрет, иллюстрации), скульптуре, театральной и кинодекорации и т. д.
Среди портретных работ Н. И. Альтмана следует особо отметить портреты В. И. Ленина, поэтессы Анны Ахматовой (хранятся в Русском музее, Ленинград), нар. арт. С. М. Михоэлса (хранится в Моск. театр. музее), портрет И. Д. (хранится в Третьяковской галлерее в Москве) и др. Пейзажные работы Н И. Альтмана, овеянные тонким лиризмом природы, посвящены впечатлениям Украины, Бретани, юга Франции, Парижа, Ленинграда. Наряду с этим обращает на себя внимание целый цикл работ художника, проникновенно и с большой психологической глубиной отображающих типы и быт еврейского народа. Занимающие видное место в основных государственных музеях СССР произведения Н. И. Альтмана широко представлены и в крупнейших собраниях Парижа, Стокгольма, Нью-Йорка, Лондона, Остры и проникновенны в своем понимании стиля иллюстрируемых авторов графические работы Н. И. Альтмана. Как театральный художник Н. И. Альтман оставил значительный след в истории декорационной живописи последней четверти века своими работами с покойным Е. Б. Вахтанговым («Гадибук», 1921 г.), постановкой «Бронепоезда» В. Иванова в Революционном интернациональном театре в Париже (1932 г), рядом работ в киевских театрах («Заколдованный портной» Шолом-Алейхема, «Маскарад» Лермонтова и др.), наконец, замечательным оформлением шекспировского «Короля Лира» в Большом драматическом театре в Ленинграде (1932 г.)
Последняя работа Н. И. Альтмана для театра — блестящее оформление балета «Гаянэ» в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова в г. Молотове.
Сейчас Н. И. Альтман находится в полном расцвете своих творческих сил и своего дарования. Его работы, созданные за последнее время в г. Молотове, отмечаются не только высоким и тонким мастерством, но и творческой жаждой познания переживаемой нами великой исторической эпохи, острой наблюдательностью. Истинный художник, глубоко ощущающий жизнь, художник- носитель большой человечности и человеческой правды в искусстве, он своим творчеством вместе со всем советским народом активно участвует в борьбе за победу над злейшим врагом родины—германским фашизмом.
К. ДЕРЖАВИН, Е. ХИГЕР, В. КАВЕРИН.