КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
«Прикамье» № 6
Недавно вышедший запоздавший номер «Прикамья», посвященный 25-летию Октября, не оправдал ожиданий читателя.
Нельзя отрицать, что в альманахе чувствуется хорошо задуманный план, по которому литературно- художественный материал, отражающий жизнь Молотовской области, должен дать образное раскрытие вводных публицистических статей, в связи с чем лозунги ЦК ВКП(б) к 25-ой годовщине Октября, напечатанные между рассказами, являлись бы органической частью общей композиция сборника. Однако, осуществление этого плана удалось только частично.
Хороши обе вводные статьи. В. Тиунов говорит об огромных богатствах Молотовской области, которые были подняты к жизни в годы сталинских пятилеток. Это живой, обстоятельный и очень полезный очерк. Мы еще слишком мало знаем и ценим свой край. П. Пономарев в лирическом тоне дает волнующую картину боевого содружества фронта и тыла, роли нашей области в борьбе с врагом.
В ряде художественных произведений мы видим, как молотовцы в тесном единении с эвакуированными самоотверженно претворяют богатства уральской природы в помощь фронту, в смерть врагу, мы узнаем о кипучей деятельности разнообразнейших заводов, о напряженной работе кизеловских шахтеров, строителей новой чусовской домны, чердынских и оханских лесозаготовителей, краснокамских жниц и красновишерских охотниц. Авторы хорошо знают технологию описываемых производств, умеют захватить читателя правдивым изображением патриотической борьбы за стахановские методы труда. В этом отношении выделяются рассказы Клосс «Кто сегодня впереди» и «Строители», Рябинина «Подвиг» и «Вася», Асанова «Лось» и тщательно сделанная, искренняя лироэпическая поэма Михайлова «В лесном краю».
И все же читатель остается неудовлетворенным. Это об’ясняется тем, что почти весь художественный материал напечатан в сыром, незаконченном, недостаточно отредактированном виде; почти на каждой странице следы недостаточной работы над композицией, образом, языком.
Наиболее тяжелое впечатление производят рассказы М. Слонимского, в связи с тем, что этот опытный писатель, член редколлегии альманаха, счел возможным напечатать две явно недоделанные как по содержанию, так и по форме вещи («Председатель горсовета» и «Командир»). Автору принадлежит хорошая статья «Тема Урала», напечатанная в газете «Литература и искусство», из которой мы видам, что он хотел бы подойти к раскрытию этой темы со всей ответственностью. Однако, в названных рассказах нет подлинного проникновения ни в душу уральского человека, ни в уральскую природу и жизнь; чувствуется поверхностность туриста, искателя контрастов, приводящая в частности к легкомысленному издевательскому выпаду против старой Перми, основанному на нескольких анекдотах. Рассказы крайне слабы композиционно: первый кончается эпизодом, который воспринимается как начало нового рассказа, названия не соответствуют содержанию, во втором рассказе малоинтересные персонажи нарисованы более ярко, чем командир производства, изображенный весьма схематически.
Попытка создать глубокие образы «подлинных» уральцев — и суровых, и гордых, и нежных,—в председателе горсовета Елохове, его сыне «Санчике», секретаре Тане,—кончилась неудачей: они фальшивы и засахарены, несмотря на то, что именно Слонимскому принадлежат верные слова: «Если тему Урала подсахарить, подсластить—она погибнет».
Требуют тщательной обработки рассказы и других авторов. В рассказе Клосс «Кто впереди» есть свежие краски и мысли, но любовная интрига кажется надуманной, выпадающей из органической ткани повествования: ее рассказ страдает, растянутостью, как и очерк Асанова о мастере Медведовском, в котором, кроме того, необходимо устранить протокольность изложения. Миниатюра Гора «Старуха» могла бы быть интересной, но она загромождена противоречиями, повторениями и прямой неряшливостью стиля.
Подобного же рода, возражения вызывает и стихотворная часть альманаха.
Хорошо задуманное стихотворение Спасского «Октябрь», открывающее художественную часть сборника, шаблонизируется песенным ритмом «Каховки», образ Ленина, который «читает, поднявшись на кафедру», декреты о мире и земле, слишком академичен. Из стихов Стрижова более удачны его песни. Мысль «Двух выстрелов» глубже и оригинальнее, но она ни логически, ни образно не доведена до конца.
Неудачна баллада Асанова о трех кизеловских шахтерах, разыгрывающих оперную сцену при входе в шахту; шаблонна и неряшлива песня Полонской
Нельзя не приветствовать мысль о печатании либретто В. Каменского к премированной опере М. Коваля «Емельян Пугачев», но публикация черновой редакции второй картины не имеет никакого оправдания и только вредит правильной оценке произведения в его окончательном виде.
Отрывки из романа И. Сигова, изображающие попытку горнозаводских рабочих 40-х годов прошлого века провести в жизнь рабочее управление заводами, несомненно интересны, но и сюда вмешалась непростительная небрежность редакции: роман всюду назван «Беспросвета» вместо «Без просвета».
Наконец, вызывает недоумение, почему очерк Н. Рыковой, посвященный Мамину-Сибиряку, называется «Писатель-патриот», в то время как об этой стороне личности и творчества писателя почти ничего не сказано.
Все сказанное выше приводит к утверждению, что читатель Молотовской области вправе требовать от писателей и редакции единственного литературно-художественного альманаха более высокого качества работы, которое соответствовало бы роли, какую играет наша область в боевой и трудовой жизни страны.
В. БУДРИН.