МАЛАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И РЕЗЕРВ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

На всех шахтах Кизеловского бассейна вечно можно услышать жалобы на недостаток рабочей силы. С точки зрения руководителей шахт - это «универсальная» причина, которой всегда можно оправдать плохую работу. Надо сказать, что очень часто эти жалобы кажутся весьма существенными: рабочей силы действительно не хватает. Между тем, если бы в бассейне уделяли больше внимания вопросам малой механизации, то удалось бы высвободить большое количество вспомогательных рабочих.

На шахтах бассейна количество подсобных рабочих по отношению к тем, кто непосредственно добывает уголь, непомерно велико. В процентном, отношении эта величина переваливает за 70.

Анализ, профессионального состава вспомогательных рабочих показывает, что большая часть из них занята на ручных операциях. И большинство этих операций может быть механизировано за счет имеющихся технических средств без особых затрат.

Подтвердим это примерами.

На шахтах комбината «Молотов - уголь» целая армия рабочих занята доставкой леса. Всюду операция производится ручным способом. Но вот на шахте № 38 треста «Коспашуголь» в лаве № 70 начато внедрение механизированной доставки леса посредством колонковой лебедки и санок, изготовленных самой шахтой. По предварительным данным число лесогонов сокращается в два раза.

На шахте № 39 того же треста на поверхности работает пятитонная лебедка, подтягивающая железнодорожные вагоны. Лебедку обслуживало шесть рабочих. Постановка же к лебедке мотора дала возможность подтягивать вагоны двум рабочим. Однако, на других шахтах (даже этого треста) и сейчас лебедку обслуживают шесть рабочих.

В некоторых местах — на шахте им. Чкалова «Андреевугля», на шахте № 33-бис «Коспашугля» — аварийные угольные склады оборудованы скреперными установками. Их обслуживание несложно, а число рабочих не превышает 3—4 человек. При такой схеме механизируется самый трудоемкий процесс — накидка. Но указанным способом, эффективность которого очевидна, пренебрегли почему-то на шахтах № 38 и 7/8, где предпочли механизацию погрузки транспортерами. В этом случае потребовались накидчики, а в итоге количество рабочих на погрузке не только не снизилось, а увеличилось в 5-6 раз.

Мне пришлось наблюдать на многих шахтах «Молотовугля» весьма трудоемкую операцию подталкивания железнодорожного вагона на расстоянии 2—3 метров группой рабочих в количестве 12—15 человек. Из практики железнодорожного транспорта известно, что для этой цели применяется специальная лапа (рычаг), позволяющая передвигать железнодорожный вагон одному человеку. Почему же это простое и обычное приспособление не используется многими шахтами?

В 70 лаве третьего участка шахты № 38 «Коспашугля» остающийся ниже откосов уголь отгортается специальными рабочими. Общее количество этих рабочих в 70 лаве — 8—10 человек. Сейчас осуществляется новая по замыслу оригинальная схема проведения параллельных штреков, позволяющая квалификацию отгортальщиков в данной лаве совсем ликвидировать. Следует внедрить такую схему и в других шахтах.

Можно привести еще много фактов, иллюстрирующих, каким образом при помощи несложных механизмов, приспособлений и горняцкой смекалки возможно механизировать ручные операции и высвободить за счет этого большое количество вспомогательных рабочих.

Хотелось бы обратить внимание инженеров, техников и стахановцев на необходимость малой механизации и рационализации в первую очередь следующих процессов: перекидки угля, доставки леса на крутом и пологом падении, крепления приводов, отгребки штыба от врубовой машины, перемещений разрубовщика и крепильщика на крутом падении, выбивки стоек, н костров, постановки забурившихся вагонов электровоза, спуска угля по жолобам при недостаточном угле падения и т. д. Приведенный перечень далеко не охватывает всех производственных операций, которые могут и должны быть механизированы.

На шахтах и в трестах необходимо активизировать в этом направлении техническую мысль, помня, что вопрос увеличения контингента рабочих, которые были бы заняты непосредственно добычей угля, за счет изыскания резервов на месте, является задачей огромной важности.

М. КРИЧЕВСКИЙ— горный инженер комбината «Молотовуголь».